Как объект управления международный туризм имеет специфические особенности. На первый план выходят особенности, связанные с сложностями взаимосвязей между составными элементами международного туризма. Специфика туристского продукта, его неотделимость от источника формирования диктует особый подход к данному объекту управления. Прогнозирование развития международного туризма затрудняется воздействием часто меняющихся объективных обстоятельств и субъективных факторов. В организации и совершенствовании международного туризма должна быть учтена также комплексность туристских услуг. Анализ эффективности туристических операций на международном уровне связана с оценкой их доходности.
Анализ современных тенденций развития международного туризма, проведенный на основании публикаций и экспертных мнений международных организаций показала, что ежегодно происходит увеличение мирового роста путешествий на 4%, при этом главной движущей выступает увеличение доли располагаемого дохода и распространение низко-бюджетных авиакомпаний. Компании, которые занимаются международным туризмом должны при планировании и дальнейшей организации поездок учитывать экспертные мнения и рекомендации.
2. Согласно разделам второй главы в работе сделаны следующие выводы и обобщения.
"Аджунавиа-тур" является частным предприятием и работает на крымском рынке с 1993 года. "Аджунавиа-тур" является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков, печать и другие реквизиты. Юридический адрес предприятия в Симферополе, ул. Кирова 14, 95030. Основным направлением деятельности в начальный период выступала международная туристическая деятельность. Это направление остается базовым и сегодня. Организационные особенности хозяйственной деятельности предприятия регулируются Уставом предприятия. Исполнительным органом ЧП "Аджунавиа-тур" является Генеральный директор, назначаемый собственником.
Анализ финансового положения ЧП "Аджунавиа-тур" характеризуется следующими данными. Вертикальный анализ баланса показал, что в структуре активов баланса почти 90% оборотных средств представлены запасами (величина заключенных с другими туроператорами договоров), данные активы сформированы за счет долгосрочных и краткосрочных привлеченных средств и в меньшей степени за счет собственного капитала (прибыли). Финансовые коэффициенты покрытия и ликвидности остаются ниже нормы на протяжении нескольких отчетных периодов. Деловая активность и экономическая рентабельность деятельности и реализации низкая и уменьшается в динамике, что небезопасно для финансовой независимости предприятия.
Деятельность ЧП "Аджунавиа-тур" развивается в двух стратегических направлениях – это продажа авиабилетов в различные страны мира и организация международных путешествий для туристов. География авиапутешествий разнообразна (более 40 стран мира). В разрезе международной туристической деятельности в плотном сотрудничестве находятся следующие партнеры предприятия "Аджунавиа-тур": киевский туроператор "Карья" (двоюродный брат собственника предприятия), турецкий партнер туроператор, возглавляемый родным братом собственника предприятия "Аджунавиа-тур" Хактаном Чеби, симферопольское предприятие – турфирма "Оникс-групп", посредник в операциях размещения и приема турецкой стороной при превышении плановых возможностей приема туристов со стороны прямого турецкого партнера ЧП "Аджунавиа-тур".
3. В третьей заключительной глава работы предложены экспертные мнения и оценки, которые могут значительно повысить эффективность управления международным туризмом.
Предприятие ЧП "Аджунавиа-тур" много лет занимается реализацией авиабилетов в разные страны мира, а в плане туристической деятельности реализуется только одно направление туристической деятельности (организация турпоездок в Турцию), причем последний вид деятельности осуществляется только в период с апреля по октябрь, в остальной период времени предприятие "Аджунавиа-тур" упускает значительные экономические выгоды от того, что не реализует никаких других международных туристических проектов. Поэтому в плане совершенствования управления международным туризмом предлагается разработать и внедрить в практику предприятия новое направление, связанное с организацией турпоездок в ОАЭ, а именно в Дубай. Выбор данного направления связан с большой привлекательностью данного курорта во всем мире. Ежегодно в ОАЭ приезжают около 7,5 туристов и большая их часть (около 70%) предпочитает Дубай. По уровню комфортности и ценам этот курорт выделяется среди всех других в ОАЭ.
Для организации нового направления "Аджунавиа-тур" должен выбрать вариант сотрудничества с принимающей стороной и так как на открытие собственного дела в ОАЭ нужны большие финансовые средства, то лучшим вариантом представляется агентское соглашение с местной туристической компанией. Такая компания реально существует, это "Rida international Tourism LLC". Данная компания на рынке туристических услуг уже 40 лет, имеет очень хорошую репутацию и опытные кадры.
В плане внутренней организации туристической деятельности наиболее реальными выступают два вида организации туристов - через Киев в Дубай и обратно и прямым маршрутом через Симферополь. Проведенная предварительная финансовая оценка абсолютной доходности данной деятельности в валовом выражении показала, что последнее направление может происходить с большим недогрузом транспортного средства и как следствие принесет предприятию гораздо меньший доход.
Приложение А
Приложение Б
Финансовая отчетность ЧП "Аджунавиа-тур"
Баланс на 1 января 2006 года
Актив |
Код рядка |
На початок звітного періоду |
На кінець звітного періоду |
I. Необоротні активи: | |||
Нематеріальні активи: | |||
Залишкова вартість |
010 | ||
Первинна вартість |
011 | ||
Знос |
012 | ||
Незавершене будівництво |
020 | ||
Основні засоби: | |||
Залишкова вартість |
030 |
278,4 |
237,0 |
Первинна вартість |
031 |
635,6 |
435,6 |
Знос |
032 |
356,9 |
198,6 |
які обліковуються за методом участі в капіталі ін. підприємств |
040 | ||
інші фінансові інвестиції |
045 | ||
Довгострокова дебіторська заборгованість |
050 | ||
Інші необоротні активи |
070 | ||
Усього за розділом I |
080 |
278,4 |
237,0 |
II. Оборотні активи | |||
Запаси: | |||
виробничі запаси |
100 |
4035,1 |
5070,3 |
тварини на вирощуванні та відгодівлі |
110 | ||
незавершене виробництво |
120 | ||
готова продукція |
130 | ||
Товари |
140 | ||
Векселі одержані |
150 | ||
Дебіторська заборгованість за товари, роботи, послуги: | |||
чиста реалізаційна вартість |
160 |
114,4 |
142.1 |
первинна вартість |
161 | ||
резерв сумнівних боргів |
162 | ||
Дебіторська заборгованість за розрахунками: | |||
з бюджетом |
170 |
97,0 |
88.9 |
за виданими авансами |
180 | ||
з нарахованих доходів |
190 | ||
із внутрішніх розрахунків |
200 | ||
Інша поточна заборгованість |
210 |
479,0 |
592.1 |
Грошові кошти та їх еквіваленти: | |||
в національній валюті |
230 |
121,0 |
67.8 |
в іноземній валюті |
240 | ||
Інші оборотні активи |
250 | ||
Усього за розділом II |
260 |
4846,5 |
5992.2 |
III. Витрати майбутніх періодів |
270 | ||
Баланс |
280 |
5124,9 |
6229,2 |