Таким образом, личное подсобное хозяйство способствует повышению уровня материального благосостояния трудящихся, удовлетворению их материальных потребностей. И в этом смысле роль личного подсобного хозяйства уже выходит за рамки одной семьи и приобретает общественное значение.
В этой связи следует различать, как справедливо отмечает В.А. Белянов [30], общественную и личную функции личного подсобного хозяйства.
Общественная функция состоит, прежде всего, в производстве для общества ряда продуктов, потребность в которых не обеспечивается за счет сельскохозяйственных предприятий
Личная функция подсобного хозяйства, с одной стороны, выражается в том, что оно обеспечивает людей, ведущих его, продуктами, которые не могут быть получены из общественного производства. С другой стороны, личная функция подсобного хозяйства состоит в том, что оно является существенным источником формирования реальных доходов трудящихся, участвует в процессе воспроизводства рабочей силы, способствует выравниванию уровня жизни отдельных групп населения.
В последнее время возникает еще одна очень специфическая функция – служить интересам и возрождению общественного хозяйства, противопостоять административному напору на крупные сельскохозяйственные предприятия, сохранить их от разрушения, создавая спрос на корма для ЛПХ, молодняк скота и другие услуги общественного хозяйства.
Таким образом, перед органами государственного управления округа, в аграрном секторе которого сложилась критическая социально-экономическая ситуация, стоит задача: во-первых, быстрого и рационального (исходя из финансовых возможностей) разрешения проблемы обеспечения незанятого населения доходной деятельностью; во-вторых – создания эффективной модели коллективного сельхозпроизводства (предприятия), которое должно стать не только более продуктивным и экономически эффективным, чем существующее, но и, в конкурентных целях, быть более, опять-таки, рациональным, чем сельхозпредприятия из благоприятных по погодно-климатическим условиям регионов России.
Не менее важным представляется принятие органами государственного управления округа не только быстрого, но, что очень важно, правильного организационного решения, ибо повторное ошибочное реформирование села может привести к окончательной потере доверия людей к власти
Несмотря на объективную необходимость создания и развития эффективной системы государственной поддержки личных подсобных хозяйств, малого и среднего предпринимательства, в России эти намерения больше декларируются, чем реализовываются.
В стране нет четкой направляющей Концепции в развитии личных подсобных хозяйств и малого бизнеса, поддерживаемые федеральным центром структуры.
Во многих регионах личные подсобные хозяйства рассматриваются как важнейшая составляющая агропромышленного комплекса, хотя таковыми являются они практически везде. Разница только в том, что для одних ЛПХ – явление приходящее, а потому не достойное внимания и серьезных усилий по их развитию, а для других – сектор сельского хозяйства, остающийся ведущим в занятости людей и их жизнеобеспечении. Ввиду различного понимания роли и значения ЛПХ сегодня и в будущем по-разному строится и работа с ними.
Серьезно занимаются развитием крестьянским подворий в республиках Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Калмыкия, Марий Эл, Мордовия, Чувашской Республике, Саха (Якутия), в Агинском Бурятском автономном округе, в Алтайском крае, Астраханской, Белгородской, Волгоградской, Вологодской, Ивановской, Кемеровской, Орловской, Пермской, Тюменской и других областях.
В одних регионах создана собственная нормативно-правовая база функционирования личных подсобных хозяйств (местные законы), не ожидая, когда это осуществится по всей России. В других – приняты и реализуются региональные программы по развитию ЛПХ. В третьих –сделано то и другое, в четвертых – идет разработка этих документов. Поддержка домашних подворий начинает носить системный характер. Они рассматриваются как равноправные сельхозпроизводители, на них в полной мере распространяются управленческие воздействия сельхозорганов, сервизное обслуживание, все виды местных дотаций и государственной поддержки. Личные хозяйства включаются в разного рода кооперативные структуры, вокруг них формируется доброжелательная атмосфера через средства массовой информации.
Уже неоднократно говорилось о месте подворий в агропромышленном комплексе (АПК) Мордовии и деятельности руководства республики. Остановимся на документах, которые приняты в республике по развитию АПК.
Существующая организационно-правовая база строилась постепенно, по мере накопления опыта. Важное значение имели указы главы республики от 10 сентября 1996 г. «О мерах по стабилизации положения в агропромышленном комплексе, поддержке личных подворий, садоводство и огородничество», от 20 августа 1997 г. «О мерах по развитию животноводства в личных подворьях», от 13 октября 1998 г. «Об организационных и экономических мерах по повышению эффективности сельскохозяйственного производства в Республике Мордовия».
На основании указов главы и решений государственного собрания республики приняты и действуют ряд положений, создающие условия для успешной деятельности домашних подворий. Назовем некоторые из них, вышедшие за 1997-2002 гг.: «О порядке предоставления личным подворьям субсидий на содержание дойного стада коров сверх установленного минимума и на содержание свиноматок», «О выплате дотаций владельцам личных подворий за реализацию нетелей и ремонтных телок сельскохозяйственным предприятиям для пополнения стада коров», «О выплате субсидий личным подворьям граждан, закупающих телок для обновления дойного стада», «О порядке предоставления дотаций за сданные на переработку скот и молоко», «О порядке возмещения личным подворьям расходов на осеменение скота, ветеринарное и зоотехническое обслуживание».
Из названий документов видно, насколько многоплановой является система материальной поддержки подворий. Результатами такой работы стали подъем сельского хозяйства региона, рост производства продовольствия в домашних подворьях, улучшение жизни крестьян.
В Ростовской области в июне 1999 года принято постановление «О развитии личных подсобных хозяйств в Ростовской области», в котором утвержден план мероприятий по поддержке домашних подворий. На его основе разработаны программы развития личных подсобных хозяйств районов.
В марте 2002 г. постановлением администрации области утверждено «Положение о субсидировании ставок по привлеченным в коммерческих банках кредитным ресурсам», которое предусматривает льготное кредитование закупок продовольствия у населения.
Серьезные результаты дает реализация распоряжения главы администрации Ростовской области «О мерах по формированию системы производства заготовок и переработки продукции животноводства области». В нем предусмотрен существенный рост заготовок мясо-молочной продукции, в том числе в хозяйствах населения. Наряду с улучшением системы закупок продукции, производимой подворьями традиционным путем, расширяются заготовки под денежный аванс или поставку молодняка скота, кормов, оказания сервисных услуг и т.д.