Исходя из вышеизложенного мы считаем, что комитет экономического развития и предпринимательства администрации округа и все его специалисты работают с очень большой нагрузкой. Не хватает специалистов. На одного специалиста возложена работа целого отдела. Например, в комитете экономики администрации Читинской области за внешнеэкономическую деятельность отвечает целый отдел комитета, так же за агропромышленный комплекс и др. У председателя комитета, поскольку он является первым заместителем Главы администрации округа, обязанностей очень много. С учетом того, что в плане администрации округа нет увеличения штатных работников, предлагается изменение структуры комитета экономического развития и предпринимательства.
Как видно из структуры комитета экономического развития и предпринимательства администрации округа, по нашему мнению, для председателя комитета необходим один заместитель председателя комитета, который будет полностью курировать работу комитета, тем самым освободит от этой работы председателя комитета. Главного специалиста, который занимается только делопроизводством можно перевести на должность ведущего специалиста.
Кроме того, предлагается переработать основные функции, которые возложены на комитет экономического развития и предпринимательства администрации округа, т.е. исключить те функции, которые вообще не выполняются, а оставшиеся конкретизировать и по-новому распределить функциональные обязанности каждого специалиста.
Такие функции комитета, как вопросы по развитию личных подсобных хозяйств передать в комитет сельского хозяйства администрации округа.
В Агинском Бурятском автономном округе одним из приоритетных направлений в работе органов государственного управления по развитию и расширению самозанятости сельского населения является государственная поддержка личных подсобных хозяйств, которое значительно уступает по уровню заработной платы (790 рублей) (Таблица 3. 2. 1.) [26], обеспеченности рабочими местами на предприятиях и организациях и в целом по своей доходности.
Таблица 3.2.1 – Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций по отраслям экономики (рублей)
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. | |
Всего в экономике |
2750 |
3256 |
4052 |
промышленность |
2974 |
3850 |
4670 |
сельское хозяйство |
657 |
776 |
790 |
строительство |
2466 |
3510 |
5463 |
транспорт и связь |
5392 |
5772 |
7576 |
оптовая и розничная торговля, общественное питание |
2033 |
2442 |
3982 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
2239 |
3647 |
3910 |
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение |
3114 |
3474 |
4620 |
образование |
2849 |
3100 |
3815 |
культура и искусство |
2132 |
2363 |
2916 |
И др. |
Как видно, из таблицы 3.2.1 самая низкая заработная плата сложилась в отрасли сельского хозяйства - 790 руб., тогда когда в промышленности она составляет 4670 руб., что на 83,1 % больше, чем в сельском хозяйстве. У работников транспорта и связи она составляет 7576 руб., что в 9,6 раза больше, чем у работников сельского хозяйства.
Поддержка ЛПХ и СМП осуществляется в виде:
- льготного кредитования владельцев личных подворий и частных предпринимателей, осуществляющих:
- выращивание, в потребительских и коммерческих целях, растениеводческой и животноводческой продукции;
- разведение племенного животноводства;
- обустройство периферийных животноводческих ферм на неиспользуемых землях сельскохозяйственных предприятий;
- кормопроизводство;
- розничную торговлю в сельских населенных пунктах;
- изготовление столярных изделий, мебели и изделий народных промыслов и т.д.;
· предоставление государственных дотаций владельцам ЛПХ, имеющим маточное поголовье КРС (коров) – 500 руб. на каждую отелившуюся корову;
· предоставление государственных дотаций на молоко, реализуемое владельцами ЛПХ на перерабатывающие предприятия – 2 руб. за 1 л.;
· предоставление льготных кредитов сельскохозяйственным предприятиям, выращивающим корма под нужды ЛПХ;
· финансовой помощи и дотаций перерабатывающим предприятиям, осуществляющим закуп и переработку продукции ЛПХ (мясокомбинаты, молокозавод);
Работа по кредитно-финансовой поддержке личных подсобных хозяйств сельского населения в округе проводится с 1997 года, когда кризис основного сектора экономики округа, в котором занято около 40 % трудоспособного населения, перерос в сильный социальный кризис - заработная плата в сельскохозяйственных предприятиях не выдавалась в течение 3 - 4 лет (Таблицы 3. 2. 2., 3. 2. 3) [21; 26].
Таблица 3. 2. 2 – Численность населения Агинского Бурятского автономного округа в 1996 – 1998 гг.
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. | |
Все население, тыс. человек |
78,4 |
78,6 |
78,7 |
В том числе: | |||
городское |
24,7 |
25,1 |
25,2 |
сельское |
53,7 |
53,5 |
53,5 |
В процентах от всего населения | |||
Все население |
100 |
100 |
100 |
городское |
31,5 |
31,9 |
32 |
сельское |
68,5 |
68,1 |
68 |