Особо поддерживаются направления, стимулирующие рост товарности продукции ЛПХ и частные предприниматели, занятые несельскохозяйственной деятельностью, если они реализуют проекты, позволяющие формировать инфраструктуру сельскохозяйственного производства и ее переработку.
Отбор кредитных проектов осуществляется в администрациях МО.
Администрация МО рассматривает поступившие предложения на соответствие приоритетным направлениям кредитования согласно утвержденных ранее представительным органом МСУ Положения о муниципальном Фонде развития ЛПХ и МП.
Кредиты выделяются тем ЛПХ и субъектам МП, которые отвечают типовым требованиям кредитных учреждений, т.е. имеют высоколиквидный залог, опыт работы, имеют поручителей.
4 года работы по кредитованию через муниципальные фонды развития ЛПХ и МП показали высокую эффективность их использования. Благодаря кредитным ресурсам трудоустроены или временно заняты в личном подсобном хозяйстве более 500 безработных.
Таким образом, реализация новой системы финансовой поддержки ЛПХ и предпринимательских структур, развернутой на основе государственных средств и практической организации работ на уровне сельского самоуправления, подтвердила правильность начатой в 1997-м и продолженной в последующие годы кредитно-финансовой политики государственной власти округа.
Исходя из достигнутых результатов, администрацией округа заложено и окружной Думой утверждено Положение о ежегодном пополнении муниципальных фондов поддержки ЛПХ и малого предпринимательства на безвозмездной основе (из бюджета округа). На 2005 год предусмотрено в бюджете округа еще 10 млн.рублей, которые уже осваиваются муниципальными образованиями. К концу года в обороте муниципальных фондов развития ЛПХ и МП будет находиться около 40 млн.рублей кредитных ресурсов (Рис. 3. 2. 1) [34].
Рис. 3.2.1. Динамика роста государственной и муниципальной поддержки личных подсобных хозяйств в Агинском Бурятском автономном округе, млн.руб.
Также комитетом экономического развития и предпринимательства администрации округа совместно с комитетом по труду и Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по АБАО разработан закон об окружной целевой программе «Содействие занятости населения «Об окружной целевой программе содействия занятости населения Агинского Бурятского автономного округа на 2004 - 2006 гг.» [13]. Основные мероприятия, согласно Программе, в сфере личных подсобных хозяйств, направлены на развитие самозанятости сельского населения, на создание условий для снижения уровня официальной и фактической безработицы и социальной поддержки безработных граждан.
Одной из передовых в России является и развитая система дотирования ЛПХ. В целях увеличения маточного поголовья КРС окружной администрацией было разработано Положение о дотировании маточного поголовья крупного рогатого скота личных подсобных хозяйств [19]. Общий объем средств, выделенных на это из окружного бюджета, достиг 41,7 млн. рублей или 2853 руб. в расчете на каждое ЛПХ (Таблица 3.2.6; рис.3.2.2) [34].
Таблица 3. 2. 6 - Финансирование программы по дотированию маточного поголовья крупного рогатого скота ЛПХ за 2002-2004 гг.
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. | |
Оприходовано телят (по заявкам от МО) |
24710 |
27804 |
28676 |
Профинансировано, тыс.руб. |
12355 |
13902 |
14338 |
Рис. 3.2.2. Динамика роста поголовья оприходованных телят муниципальными образованиями округа, голов
Из представленной диаграммы видно, что ежегодно растет поголовье оприходованных телят муниципальными образованиями округа. Так, в 2004 году было получено 28676 годов телят, что на 3,1 % больше, чем в 2003 году и на 16,1 % больше чем в 2002 году.
С 2003 года в Агинском Бурятском автономном округе также введена дотация на молоко, реализуемое в молокоприемные пункты сел и поселков округа. Администрацией округа также было разработано Положение о Порядке выплаты дотации на молоко [20]. Согласно Положения за 1 литр молока выплачивается дотация в сумме 2 руб.
Кредитная и дотационная поддержка владельцев ЛПХ способствовала значительному росту поголовья КРС, свиней и других видов сельскохозяйственных животных, разводимых в этом секторе (Рис. 3. 2. 2; 3. 2. 3; 3. 2. 4) [26].
Поголовье КРС в хозяйствах населения увеличилось по состоянию на 01.01.2005 г. по сравнению с 01.01.2001 г. на 27,4 %, поголовье коров на 24,7 %, свиней – на 67,6 %, птицы – на 20,5 %. Особо важное значение имеет рост поголовья маточного поголовья КРС – коров. Если население не сохранит маточное поголовье, не будет и увеличение поголовья всех видов сельхозживотных.
Рис. 3.2.2. Динамика роста поголовья КРС в хозяйствах населения в Агинском Бурятском автономном округе, на 1 января соответствующего года, тыс.голов
Рис. 3.2.3. Динамика роста поголовья коров в хозяйствах населения в Агинском Бурятском автономном округе, на 1 января соответствующего года тыс.голов
Рис. 3.2.4. Состояние поголовья свиней в хозяйствах населения в Агинском Бурятском автономном округе, на 1 января соответствующего года, тыс.голов
В настоящее время личными подсобными хозяйствами производится свыше 80,6 % общего объема мяса в убойном весе, более 95 % молока, 96,6 % - яиц, 83,3 % - овощей, картофеля – 95,7 % (Таблица 3.2.7) [26].
Таблица 3. 2. 7 – Производство основных видов продуктов хозяйствами населения в Агинском Бурятском автономном округе, в процентах к итогу.
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. | |
Мясо (в убойном весе) |
84,2 |
81,3 |
80,6 |
Молоко |
94,4 |
95,1 |
95,9 |
Яйца |
96,7 |
96,4 |
96,6 |
Шерсть |
26,0 |
23,6 |
24,0 |
Овощи |
74,1 |
83,3 |
83,3 |
картофель |
90,3 |
95,8 |
95,7 |