Проблема труда является предметом законотворческой работы Федерального Собрания, Правительства РФ, правительств и законодательных органов субъектов Федерации. Принятые первые законы о труде в условиях рыночной экономики до сих пор вызывают споры, остается не принятым Кодекс законов о труде. Принятые законы о труде мало внимания уделяют работнику как личности, его внутренним потребностям, интересам, не будят в нем инициативы и творчества. Между тем известно, что участие работников в управлении производством, организации труда, его рационализации, повышении качества товаров (услуг) позволяет заложить определенные ступени в развитии рыночного хозяйства страны в ходе экономических реформ. Достичь самоуважения и осознания своего значения для производства работнику нельзя за несколько лет реформы. Для этого должны прийти новые люди с другим подходом, с другим отношением к работнику. Чтобы работник стал другим, требуется не только время, нужны соответствующие механизмы воздействия на мотивацию, новые принципы оплаты труда и материального стимулирования, новая культура управления и организации производства.
Раздел 1. Теоретическая часть. Cложность труда у водителей
Качество труда – характеристика конкретного вида труда по его сложности, интенсивности, условиям и народнохозяйственной значимости, а также качественному уровню его результатов. Качество труда рабочих и служащих измеряется посредством тарифной системы.
Тарифная система оплаты труда - это совокупность нормативов, с помощью которых дифференцируется заработная плата рабочих и служащих в зависимости от условий труда и его сложности.
Тарифная система включает в себя три основных элемента:
- тарифная сетка
- тарифная ставка
- тарифно-квалификационный справочник.
Применение тарифной сетки в рыночных условиях ничем не ограничено и прослеживается по степени применения её отдельных элементов.
В зависимости от уровня квалификации рабочих существуют тарифные сетки, представляющие собой таблицу, состоящую из тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Тарифный коэффициент любого разряда показывает во сколько раз оплата труда работника любого разряда выше оплаты труда работника первого разряда.
Тарифная сетка представляет собой шкалу разрядов, где каждому разряду соответствует свой тарифный коэффициент. Тарифная сетка-шкала, применяемая для установления соотношения труда в зависимости от уровня квалификации, имеет вид таблицы разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Тарифный коэффициент рабочего первого разряда принимается за единицу. Необходимость тарифной сетки обусловлена установлением соотношения оплаты труда рабочих разрядов. Разряд рабочих обеспечивает дифференциацию оплаты труда и работ по разрядам. Тарифная сетка позволяет с помощью тарифных коэффициентов соотнести почасовую оплату труда рабочих различных разрядов к первому разряду (минимальному уровню оплаты труда), т.е. необходима для определения ставок рабочим различных разрядов.
Для рабочих применяются шестиразрядная и восьмиразрядная тарифные сетки. Последняя используется для рабочих с особой сложностью труда, например, слесарей-инструментальщиков, отдельных станочников.
При оценке достоинств той или иной тарифной сетки принимают во внимание абсолютное и относительное возрастание тарифных коэффициентов. Например, в наиболее распространенной шестиразрядной тарифной сетке межразрядное соотношение возрастает на 0,9% между первым и вторым разрядами до более чем 16% между 5 и 6 разрядами. В результате абсолютная (в рублях) разница между ставками высших разрядов в 3—4 раза больше, чем между ставками низших разрядов. Относительное возрастание тарифных коэффициентов показывается разницей между первым коэффициентом и вторым, между третьим и четвертым и т.д. Для оплаты труда работников бюджетной сферы с декабря 1992 г, применяется Единая тарифная сетка (ЕТС) по оплате труда работников бюджетной сферы.
С 1 ноября 1995 года введена в ЕТС 18 разрядная сетка оплаты труда, которой соответствуют тарифные коэффициенты. С 30 марта 2000 г. введены новые, действующие ныне тарифные коэффициенты
На практике чаще всего пользуются средними показателями по отдельным элементам тарифной системы. Их расчет по отдельным элементам тарифной системы осуществляется сложением всех показателей элемента с последующим делением на число этих показателей.
Каждая отрасль в силу специфики процессов производства обладает определенными особенностями в организации труда своего персонала. На автомобильном транспорте эти особенности связаны с водителями – основной категорией рабочих на транспорте: труд водителей происходит вне трудового коллектива. Водитель испытывает нервно – эмоциональную перегрузку. Для водителя характерно понятие “рабочее место” - автомобиль и “рабочая зона” – дорога, АТП, АЗС и т.п. Рабочее место – автомобиль является местом повышенной опасности. От работы водителей во многом зависит выполнение плана перевозок. Поэтому одной из важнейших задач является правильная организация труда водителей. Существует ряд особенностей в организации труда водителей:
- основная работа водителей протекает вне предприятия, поэтому и ее результаты в значительной степени зависят от инициативы водителей;
- в отличие от промышленного предприятия на результаты деятельности АТП во многом влияют внешние факторы (состояние дорог, климатические условия, интенсивность движения транспорта на протяжении маршрута и др.), из-за которых возможны изменения в видах и объемах работ водителей;
- из-за того, что работа водителей протекает в отрыве от производственного коллектива, на открытом воздухе и связана с воздействием на него изменяющихся метеорологических факторов, зависящих от климатической зоны, времени года, условий погоды, повышается значимость влияния субъективных факторов на результаты деятельности водителя и безопасность движения;
- продолжительность рабочей смены водителей достигаетвомногих случаях 10—12 ч (при соблюдении месячного баланса рабочего времени) без строго регламентированного обеденного перерыва (его подчас трудно регламентировать);
- из двух видов нагрузок, действующих на человека в процессе труда (физической и нервно-эмоциональной), у водителя преобладает нервно-эмоциональная.
Эти специфические условия должны учитываться в комплексе мероприятий по организации нормирования труда на АТП.
Также следует отметить, что сложность труда является одной из главных составляющих его оплаты. Большое значение для повышения производительности труда, увеличения объема пассажирских перевозок имеет улучшение организации нормирования заработной платы. Выполнению этих задач должно способствовать правильное применение и соблюдение действующего законодательства по заработной плате.
1) Технические:
- тип транспортного средства;