Работа руководителя с информацией предполагает внедрение новейших технических средств обработки информации, включая известные средства механизации, регистрационную, копировальную, оптическую и другую современную технику.
Определяется оптимальное количество и качество принимаемой и перерабатываемой информации. Работа с информацией характеризуется количеством инстанций, которые проходит документ в процессе оперативной работы с ним. А также временем, необходимым для прохождения документа.
Используя, передавая информацию и получая обратный сигнал, руководитель организует, направляет и мотивирует подчиненных. Передача информации от субъекта управления объекту происходит при помощи процесса коммуникации, который является элементом работы с информацией. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятии, чувств и отношений от одного лица другому в устной или другой форме (письмо, жесты, позы, тон и тембр голоса) с целью получения в ответ желаемой реакции.
Коммуникации включают и то, что передается, и то, как передается. Для того, чтобы процесс коммуникации состоялся необходимо наличие как минимум двух людей. Каждый из участников должен обладать способностью, видеть, слышать, ощущать, определять запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений, а также определенной степени взаимного понимания.
Руководитель постоянно общается с людьми, что позволяет ему получать информацию о работе предприятия и подведомственных объектов управления. Информация характеризует состояние хозяйственной деятельности предприятия в данный момент и ее преобразование в соответствии с решением как в форме документов (планов, распоряжений), так и в устной форме для изменения состояния этого объекта по достижению поставленных перед ним целей и задач.
Учитывая современные тенденции по организации системы управления предприятием, можно с уверенностью говорить о необходимости интеграции управленческой культуры и информационной культуры как двух основных составляющих деятельности менеджера. В то же время, накопленный по этим направлениям опыт, является одновременно основой и средством для принятия грамотных управленческих решений, которые нацелены на решение задач, стоящих перед предприятием[8].
Управляя предприятием, не следует забывать о необходимости системного подхода и учета информационных аспектов данного процесса. Системный менеджер как активный информационный технолог обеспечивает использование каналов адаптивного дуального управления, соединяющего изучение и управление объектами.
Рис. 1.1 Информационные составляющие деятельности менеджера
Тем самым возникает необходимость преодолеть комплекс невмешательства системного менеджера в информационную технологию.
Таблица 1.1 Понятие и средства офис – технологий
Задачи системного менеджера |
Средства системного менеджера |
Создание и актуализация наблюдаемой информационной модели системы управления |
Сети компьютеров и рабочих станций с серверами, объединенными в комплекс, корпоративная структура сетей |
Визуализация сложных объектов управления, их отображение с высокой точностью в реальном масштабе |
Средства визуализации объектов управления, таких, как геоинформационные системы, объединенные с распределенными базами данных |
Развитие менеджером информационных систем с опережением или в темпе возникновения изменений в объекте или системе управления |
Средства проектирования и развития менеджерских информационных систем |
эффективное оснащение информационными технологиями процессов системного менеджмента |
Средства офис - технологий |
Системный менеджер выступает как конструктор эффективных управленческих решений, что обязывает его участвовать в выборе информационных технологий и сетей компьютера, баз данных, средств проектирования и развития МИС. Системный менеджер вместе с администратором сети и баз данных организует наилучший вариант информационной технологии, обеспечивающий надежную реализацию принятых решений. В состав информационной техники менеджера входят такие элементы как: средства ввода данных, средства коммуникации, средства коммуникации, средства накопления данных, средства отображения данных (см. Приложение А).
Системный менеджер должен обладать, как правило, навыками и умениями по манипулированию компьютером как пользователь, знать принципы построения и использования менеджерских информационных систем, известных под аббревиатурой МИС. Системный менеджер организует доступ через Internet источникам информации, является активным участником электронных коммуникаций, участвует в формировании Internet-систем по направлениям деятельности управляемого объекта. Это создает возможность решения проблем информационного менеджмента современными компьютерными средствами, которые доступны квалифицированному руководителю. Информационный менеджмент становится важным содержанием системной управленческой деятельности.
Современные перспективы использования компьютерных средств для информационного менеджмента связаны с визуальным отображением объектов управления, с использованием геоинформационных систем, обеспечивающих привязку информации к объекту управления. Для достижения высокой надежности информационных процессов информационная система, эффективное использование которой должен обеспечить системный менеджмент, организуется в виде сети и насыщается требуемым программным обеспечением.
Современный информационный менеджмент в составе информационных систем управления (ИСУ) использует мощные средства визуального отображения объектов в процессах управления в сочетании с цифровыми и текстовыми данными.