Существует два возможных подхода по применению информационных технологий для решения этой проблемы:
1. Повышение эффективности существующих процедур работы с документами (автоматизация делопроизводства).
2. Переход к электронному документообороту.
Автоматизация делопроизводства основана на том, что при регистрации бумажного документа он полностью или частично переводится в электронную форму, и дальнейшая работа ведется в основном с электронными регистрационными карточками и представлениями документов.
Внедрение такой технологии позволяет:
1. Ускорить движение документов.
2. Гарантировать своевременное рассмотрение документов.
3. Обеспечить эффективный контроль исполнения документов и принятия управленческих решений.
4. Повысить эффективность работы, как отдельных чиновников, так и всего аппарата губернатора в целом.
5. Снизить издержки на размножение, передачу и хранение множества копий бумажных документов.
6. При принятии решений повысить их обоснованность и качество за счет предоставления исполнителю максимально полной документационной базы.
Необходимо заметить, что при таком подходе появляются дополнительные издержки в процессе регистрации документа. Впрочем, их можно избежать, если значительную часть документов организация будет получать в электронном виде.
Идея же электронного документооборота состоит в том, что для документов вообще не создается бумажных версий. Это позволит значительно поднять эффективность и снизить издержки по сравнению со смешанным документооборотом.
Необходимо также иметь в виду, что переход на электронный документооборот и делопроизводство в аппарате губернатора Белгородской области потребует значительного времени. Но внедрение систем автоматизированного делопроизводства уже сейчас создает хорошие технологические предпосылки для перехода к электронному документообороту, так как сотрудники аппарата губернатора постепенно отвыкают иметь дело с бумагами (оборот бумаг замыкается на канцелярии и архиве), и в них исчезает технологическая необходимость.
А для некоторых видов документов (например, внутренних) электронный документооборот возможен уже сейчас. Он также возможен для всех проектов документов на стадии их разработки и согласования.
Таким образом, в данный момент ОГУ «БелИФ» реализуются основные подходы информационного менеджмента. В процессе реализации стратегических, тактических и оперативных целей деятельности активно используются современные инструменты (программные, аппаратные средства). Однако, существует ряд недостатков, а именно. Во-первых, в условиях снижения объемов финансирования деятельности и ограничения бюджетных средств, становится необходимым использование более дешевых и доступных программных продуктов эффективного распространения информации, документооборота, оперативного управления деятельностью компании и совместной работы команд и сотрудников. Во-вторых, в связи со структурными особенностями и спецификой деятельности ОГУ «БелИФ» (участие в реализации государственных программ и проектов) необходимо учитывать возможности взаимодействия информационной системы и, в частности, системы электронного документооборота и оперативного управления деятельностью компании с информационными системами региональных органов власти и муниципального самоуправления. В процессе устранения указанных недостатков нам предстоит: изучив определенный сектор рынка информационных продуктов и услуг, выбрать наиболее приемлемое решение, удовлетворяющее потребностям организации, регламентировать процесс перехода на новую систему электронного документооборота и оперативного управления деятельностью компании.
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОГУ «БЕЛИФ» НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Так как обслуживание и обновление установленной в организации системы оперативного управления Microsoft SharePoint в условиях ограниченного финансирования и сокращения штата ОГУ «БелИФ» вызывает затруднения руководства и персонала, нами было предложено проанализировать определенный сектор рынка информационных продуктов и услуг и выбрать оптимальный вариант программного обеспечения с целью организации документооборота, оперативного управления деятельностью организации и совместной работы команд проектов и остальных сотрудников. Основными критериями выбора стали стоимость и доступность обслуживания программного обеспечения. При этом еще одним критерием выбора является возможность взаимодействия информационной системы ОГУ «БелИФ» с информационными системами региональных органов власти и муниципального самоуправления.
Нами разработаны общие требования к системе электронного документооборота с учетом особенностей исследуемой организации.
Обобщенный список требований
Бизнес-требования
1) Идентификация пользователей
Первый этап. Аутентификация
· защищенность протокола связи;
· интегрируемость с существующими системами аутентификации пользователей.
Второй этап. Авторизация
· возможность организации различных уровней доступа к данным для пользователей и групп пользователей;
· организация рабочего места под функции, выполняемые пользователем или группой пользователей.
Третий этап. Разграничение прав доступа к документам
· возможность установки различных прав доступа к документам (чтение, редактирование, удаление и т.п.) для пользователей и групп пользователей;
· делегирование прав доступа к документу от одного лица другому.
2) Хранилище документов
Первый этап. Производительность хранилища данных
· зависимость скорости работы с документами от количества документов в базе данных и количества одновременно работающих с системой пользователей.
Второй этап. Поиск документов
· поиск по полям документа;
· контекстный поиск по вложенным (присоединенным) файлам.
Третий этап. Архивация документов
· вопросы сложности извлечения документов из архива (поиск, чтение)
Четвертый этап. Устойчивость хранилища к сбоям базы данных
Пятый этап. Репликация данных
· только для чтения
· с возможностью сохранения изменений
3) Работа с документами
Первый этап. Работа с типами документов
· создание новых типов
· наличие конструктора форм
· справочные (подстановочные) поля
· история документа
· отслеживание версий документов
Второй этап. Конвертация документов
· сканирование
· импорт из других форматов файлов
Третий этап. Электронная подпись
4) Работа с бизнес-логикой
· Маршруты движения документов
· Задания (задачи) для пользователей
· Работа с пользовательскими сценариями
Требования к программному обеспечению
1) Требования к ресурсам
· Операционная система
· СУБД (необходимость приобретения сторонней СУБД)
· Зависимость от сторонних продуктов
· наличие дополнительного программного обеспечения для работы системы