- конкретные и измеримые цели;
- ориентация целей во времени;
- достижимые цели.
Установление целей - процесс конверсии назначения бизнеса в специфический ряд целей. В то же время так начинается необходимый процесс направления усилий каждой части организации в соответствующее русло. Цели нужны для каждого ключевого результата, который менеджер считает важным для достижения успеха. Специфичные ключевые результаты обычно могут включать размер и ранг в отрасли, рост дела, возврат инвестиций, рост дивидендов, размера рынка, репутацию качественной продукции и/или технологического лидерства, способность работать в нестабильной экономике, степень диверсификации, финансовую мощь, обслуживание потребителей, способность конкурировать по стоимости.
Рисунок 1.1 – Классификация целей
Примеры целей известных компаний: Federal Express - стать наибольшей и лучшей транспортной компанией в мире.Alcan Aluminum - быть производителем алюминия по наинизшей цене. General Electric - Стать самым мощным конкурентом в мире, номером 1 или 2 по доле рынка в каждой сфере бизнеса компании. Atlas Corp - стать низкостоимостным средним производителем золота, произведя его в пределах 125000 унций в год, и иметь золотой резерв в 1500000 унций. Black and Decker - продолжать ввод новых продуктов и глобализацию бизнеса.
Требуется и долговременные, и краткосрочные цели. Долгосрочные цели имеют два назначения: во-первых, они указывают, что надо делать сегодня, чтоб достичь долговременных целей, во-вторых, наличие таких целей толкает менеджера к принятию сегодняшних решений с учетом долгосрочной перспективы.
Краткосрочные цели последовательно указывают, какие немедленные и ближайшие результаты должны быть достигнуты. Они показывают как скорость, которая нужна организации для движения по выбранному пути, так и требуемый уровень действий ("как много и когда" должно быть сделано).
Назначение и цели организации должны быть измеримыми. Компании, чьи менеджеры устанавливают цели для каждого ключевого результата и затем предпринимают агрессивные действия по достижению того, что следует достигнуть, являются лучшим "кандидатам" в победители, чем компании, чьи менеджеры оперируют надеждами, просьбами и хорошими намерениями. Следует исключить формулировки: "максимизировать прибыль", « снизить затраты", "сделать более эффективными", "увеличить продажи".
Для стратегического мышления важно комплексное установление иерархии целей на всех уровнях руководства сверху донизу. Это обеспечивает для всех менеджеров не только ясность задач, но и реальность их достижения (что обеспечивается участием в процессе менеджеров низких уровней) [6].
SWOT-анализ получил свое название от английских терминов Strengths (Силы), Weaknesses (Слабости), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы). SWOT-анализ включает в себя внутренний анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также внешний анализ возможностей, которые несет в себе окружающая среда, и угроз, таящихся в ней (см. рис. 1.2).Под окружающей деловой средой принято понимать так называемые внешние группы давления, т.е. структуры внешней среды, оказывающие влияние на поведение фирмы. [5, с.54].Это важно для формирования стратегии, так как: уникальные возможности дают фирме шанс использовать благоприятные рыночные обстоятельства, создают конкурентные преимущества на рынке, потенциально могут быть краеугольными камнями стратегии.
Рисунок 1.2 – Анализ ССВУ (SWOT)
Внутренняя обстановка компании отражается в основном в S и W, а внешняя - в О и Т. В таблице 1.1 представлены основные факторы, которые целесообразно учитывать в SWOT-анализе.
Следует отличать благоприятные возможности отрасли и компании. Превалирующие и вновь возникающие благоприятные возможности в отрасли наиболее подходят компании, которая имеет конкурентные преимущества или другие возможности для роста. SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы.
Таблица 1.1 – Факторы, учитываемые в SWOT – анализе
Факторы, учитываемые в SWOT-анализе | |
Потенциальные внутренние сильные стороны (S): |
Потенциальные внутренние слабости(W): |
1.Четко проявляемая компетентность |
1.Потеря некоторых аспектов компетентности |
2.Адекватные финансовые источники |
2.Недоступность финансов, необходимых для изменения стратеги |
3.Высокое искусство конкурентной борьбы |
3.Рыночное искусство ниже среднего |
4.Хорошее понимание потребителей |
4.Отсутствие анализа информации о потребителях |
5.Признанный рыночный лидер |
5.Слабый участник рынка |
6.Четко сформулированная стратегия |
6.Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации |
7.Использование экономии на масштабах производства, ценовое преимущество |
7.Высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами |
8.Собственная уникальная технология, лучшие производственные мощности |
8.Устарелые технология и оборудование |
9.Проверенное надежное управление |
9.Потеря глубины и гибкости управления |
10.Надежная сеть распределения |
10.Слабая сеть распределения |
11.Высокое искусство НИОКР |
11.Слабые позиции в НИОКР |
12.Наиболее эффективная в отрасли реклама |
12.Слабая политика продвижения |
Потенциальные внешние благоприятные возможности (О): |
Потенциальные внешние угрозы (Т): |
1.Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей, |
1.Ослабление роста рынка, неблагоприятные демографические изменения ввода новых рыночных сегментов |
2.Расширение диапазона возможных товаров |
2.Увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей покупателей |
3.Благодушие конкурентов |
3.Ожесточение конкуренции |
4.Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки |
4.Появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости |
5.Благоприятный сдвиг в курсах валют |
5.Неблагоприятный сдвиг в курсах валют |
6.Большая доступность ресурсов |
6.Усиление требований поставщиков |
7.Ослабление ограничивающего законодательства |
7.Законодательное регулирование цены |