где Т – срок окупаемости, лет;
З – затраты для внедрения мероприятия, тыс. грн.
П – прибыль предприятия, тыс. грн.
Рассчитаем срок окупаемости мероприятия по формулу (3.4):
Т = 200 /245 = 8 мес.
Принятие или не принятие инвестиционного решения рассчитаем с помощью метода чистой дисконтированной стоимости [6, с.252]. Суть этого метода состоит в сравнивании стоимости будущих денежных поступлений от рекомендуемых к внедрению мероприятий с учетом вложенных затрат, если NPV>0, то решение по инвестированию денег в проект принимается.
Рассчитаем показатель NPV по формуле:
- з , (3.5)
где NPV – чистая дисконтированная стоимость;
F – будущий доход от вложения денег в проект тыс. грн.;
R – подставная дисконта равная 6%;
n – число лет;
З – затраты на внедрение проекта тыс. грн.
Рассчитаем по формуле (3.5) NPV:
NPV= 245/1.05-200= 33 тыс. грн.
Из результатов расчета, мы видим, что NPV>0, что говорит о целесообразности внедрения в рамках биореинжениринга комплекса программ.
Для внедрения биореинжиниринга по мнению экспертов понадобится менее 1 года с капиталовложениями около 200 тыс. грн. По прогнозам экспертов прибыль после внедрения этих мероприятий увеличится на 2% и после срока окупаемости составит 245 тыс. грн. в год.
Определим затраты на запуск компьютерной информационной системы (КИС) по формуле:
З = Зп + Сэвм , (3.6)
где Зп – затраты на создание проекта, доставку, монтаж и установку оборудования, грн.;
Сэвм – стоимость комплекта ЭВМ, которую можно определить по формуле:
Сэвм = Спк К + Ссв + Спо, (3.7)
где Спк – стоимость персональных компьютеров, грн.;
К – количество персональных компьютеров, грн;
Ссв – стоимость средств связи (модемы, кабеля, коннекторы), грн;
Спо – стоимость программного обеспечения.
Анализ рынка оргтехники показал, что стоимость 20-ти персональных компьютеров составляет 45000 грн, стоимость средств связи – 2000 грн., а стоимость программного обеспечения – 6000 грн, затраты на создание проекта, доставку, монтаж и установку оборудования составят 5000 грн. Поэтому стоимость комплекта ЭВМ составит 48000 грн., а затраты на запуск локальной вычислительной сети – 58000 грн.
Годовой экономический эффект от внедрения проекта рассчитаем по формуле:
(3.8)
где ЭГ – годовая экономия, от снижения затрат времени на выполнение работ грн.;
Зо – годовые затраты на содержание и эксплуатацию вычислительной техники (включают энергопотребление и ремонт), грн.;
Поскольку затраты на содержание и эксплуатацию вычислительной техники составляют 6254 грн. в год, а годовая экономия, от снижения затрат времени на выполнение работ по мнению экспертов составит 70990 грн. то в результате расчета, годовой экономический эффект от внедрения проекта 64736 грн.
Срок окупаемости затрат определяется по формуле:
, (3.9)
где З – затраты на запуск КИС, грн.;
Ээф – годовой экономический эффект от внедрения проекта, грн.
Расчетный срок окупаемости затрат на внедрение проекта составит 1 год. Нормативный срок окупаемости по автоматизированным системам управления принят экспертами ОИС равный не более 1,5 года.
Как видно нормативный срок окупаемости и расчетный коэффициент эффективности удовлетворяют принятым условиям, что говорит об эффективности и целесообразности автоматизации деятельности предприятия.
Рассчитаем по формуле (3.5) NPV:
NPV= 64736 /1,06 - 58000= 3072 грн.
Из результатов расчета, мы видим, что NPV>0, что говорит о целесообразности внедрения компьютерной информационной системы на предприятии.
Заключение
За последние годы серьезной трансформации подверглось практически все: жизненный уклад, нормы взаимоотношений и поведение предприятий, привычка работать. В новых условиях хозяйствования именно рынок определяет потребность в продукции и услугах, диктует требования к ее потребительским свойствам и качеству
Продавцы и покупатели в качестве субъектов рынка могут согласовать свои интересы и работу только с помощью долгосрочных и текущих планов. План и рынок (обращение товарной массы) объединены в общую систему производства и потребления продукта. Разрушение одной из составляющих этой системы приводит к разрушению всей системы. Планирование – это первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль за результатами и их оценка с точки зрения плановых показателей.
Сегодня в промышленности стратегическое планирование становится скорее правилом, чем исключением.
На основе мирового опыта и оценки сложившейся ситуации в машиностроительном комплексе Украины стало ясно, что без перехода к современным методам стратегического менеджмента, без целенаправленного «подтягивания» систем внутрифирменного управления к мировому уровню поднять эффективность производства, укрепить его конкурентоспособность и стабильно наращивать объемы продаж невозможно. Завоевать доверие заказчиков сложной наукоемкой продукции станкостроительного профиля при нынешней насыщенности рынка индустриальной техникой – задача чрезвычайно сложная, но выполнимая. Базой прохождения преддипломной практики был завод ОАО КЗТС. Был произведен анализ состояния стратегического планирования, который выявил, что стратегическое планирование находится в зачаточном состоянии.
Также был произведен SWOT-анализ, который показал, что предприятие имеет ряд сильных внутренних сторон, которые позволяют удерживаться на плаву. К ним можно отнести финансовую поддержку от держателя контрольного пакета акций «ИСД», также, поскольку завод является уникальным в своем роде), реальные конкуренты находятся за рубежом), то уровень цен на продукцию ниже, чем у конкурентов, имеются также уникальные разработки станков аналогов, которым не существует. Но в тоже время отрицательные стороны появившиеся во времена спада в экономике тормозят эффективное развитие предприятия. К ним можно отнести такие факторы как: устаревание основного оборудования, отток квалифицированных кадров, отсутствие компьюторно-информационной системы, отсутствие финансирования в НИОКР. Неумелое руководство предприятием в предыдущие годы привело к потере конкурентных позиций на рынке. В последние годы появились потенциальные внешние возможности для развития предприятия, заключающиеся в расширение диапазона возможных товаров, ослаблением конкуренции из-за перехода многих зарубежных предприятий на производство не отдельных станков, а целых производственных линий, спрос на которые расположен в другом рыночном сегменте. Некоторые конкуренты вообще ушли с рынка из-за неблагоприятной ситуации налоговой сферы в Европе. Существенную поддержку оказало государство в снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки.