При анализе использования рабочего времени, приведенные данные показывают, что имеющиеся трудовые ресурсы на предприятии используются достаточно полно. В анализируемом периоде в сравнении с 2006 годом выработка на 1 торгового работника выросла на 1,73 млн. р. (выработка на 1 торгово-оперативного работника увеличилась на 2,19 млн. р.). В сравнении с 2005 годом выработка на 1 торгового работника снизилась на 0,47 млн. р. не смотря на рост выработки торгово-оперативных работников. Это связано с уменьшением их доли в общей численности торговых работников.
На развитие товарооборота ОАО «Продсервис» в 2007 году в равнении с 2005 годом оказали влияние следующие факторы: снижение численности торговых работников, увеличение числа дней, отработанных 1 торговым работником, увеличение продолжительности рабочего дня, снижение среднечасовой выработки на 1 торгового работника. Общее влияние трудовых факторов на розничный товарооборот в сопоставимых ценах составило +701,3 млн. р.
На данном предприятии отсутствуют непроизводительные затраты рабочего времени, что является положительным показателем. Можно сделать вывод о том, что организация управления производством на данном предприятии находится на высоком уровне, уделяется большое внимание сохранению лучших традиций коллектива, созданию условий для преемственности поколений, закрепления трудовых династий и общего развития работников.
3. Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов ОАО «Продсервис»
При переходе экономики к рыночным условиям вопросы подбора и расстановки кадров приобретают исключительное значение.
Правильная расстановка работников, умелое использование их производственного опыта и квалификации дают возможность повысить производительность труда, успешно решать социальные проблемы. Известно, что создание в 30-х годах отделов кадров на предприятиях, в организациях было подчинено главным образом одной функции – прием и увольнение работников. Тогда доминировали количественные показатели: столько-то принято, столько-то уволено. Вся работа кадровых служб рассматривалась как техническая деятельность. К сожалению, организация кадровой службы на ОАО «Продсервис» не далеко ушла вперед. Основными обязанностями кадровой службы ОАО «Продсервис» в соответствии с должностными инструкциями являются:
формирование и ведение личных дел работников, внесение в них изменений, связанных с трудовой деятельностью;
ведение учета предоставления отпусков работникам, осуществление контроля за составлением и соблюдением графиков трудовых отпусков;
оформление документов по пенсионному страхованию;
вносить информацию о количественном и качественном составе работников и их движении в банк данных о персонале общества;
осуществление методического руководства и контроль за оформлением приема и увольнения работников, хранением и заполнением трудовых книжек на работников и других документов по кадрам в подразделениях общества;
составление установленной отчетности.
Таким образом, на основании выше изложенного можно сказать, что основной функцией отдела кадров ОАО «Продсервис» является делопроизводство, включающее в себя различные виды учета и отчетности: табельный, учет нарушителей трудовой и производственной дисциплины, оформление приема на работу, переводов, перемещений и увольнений. А вот выяснением причин текучести кадров, проблемами адаптации молодых специалистов и выпускников ПТУ работники кадровой службы занимаются в меньшей степени. Более того, они не считают себя ответственными за формирование коллектива. Полагаем, что подобный подход не отвечает требованиям кадровой политики, проводимой в нашем государстве, повышает роль и значимость кадровых служб в обеспечении предприятий высококвалифицированными работниками, приводит к частым ошибкам в подборе кадров управления и наносит большой экономический ущерб предприятию.
Как уже не однократно отмечалось, решающую роль в повышении эффективности труда в ОАО «Продсервис» играет производительность труда. Уровень и динамика производительности труда находятся в зависимости от многих факторов, обусловленных организационными, техническими и экономическими условиями развития производства и торговли.
Все факторы, влияющие на производительность труда, можно подразделить на внешние и внутренние (отраслевые) факторы. Такая классификация факторов важна для выявления резервов и путей роста производительности.
Внешние факторы не поддаются контролю со стороны предприятия, хотя и оказывают косвенное влияние на результаты его деятельности, в том числе и на уровень затрат труда. К ним относятся уровень развития производства товаров и насыщенности рынка товарной массой, динамика денежных доходов населения и розничных цен на товары, изменение конъюнктуры рынка, конкуренция на рынке и т. д. Задача ОАО «Продсервис» состоит в том, чтобы учесть эти факторы как объективные условия деятельности при разработке планов-прогнозов или стратегии развития.
На внутренние (отраслевые) факторы ОАО «Продсервис» может оказывать активное воздействие, в частности, изменять их влияние на производительность труда исходя из поставленной в соответствующем периоде цели и имеющихся возможностей ее достижения. К внутренним факторам относятся:
· состояние материально-технической базы и уровень технической оснащенности торгового предприятия;
· организация и уровень механизации труда;
· организация торгово-технологического процесса и формы продажи товаров;
· квалификация работников, условия труда, текучесть кадров; система материального стимулирования труда и т. д.
Организация труда тесно взаимосвязана с организацией производства. Она является составной частью организации производства. С развитием рыночных отношений все больше операций производственного характера (фасовка, упаковка) передается производственным отраслям. Однако некоторые производственные операции (например, внутримагазинное перемещение товаров), как органическая составная часть производственных операций, в торговле сохраняется.
Расчет влияния организации труда работников ОАО «Продсервис» на уровень их производительности представлен в табл. 3.1. Данные табл. свидетельствуют о том, что в отчетном периоде в сравнении с прошлыми годами (2005 и 2006 годом) организация труда способствовала росту производительности на +1,49 % и +0,1 %.
Таблица 3.1
Влияние организации труда работников ОАО «Продсервис» на уровень их производительности
Показатель |
2005 год |
2002 год |
2007 год |
Отклонение 2007 года | |
от 2005 года |
от 2006 года | ||||
1. Среднесписочная численность торговых работников, чел. |
603 |
584 |
590 |
-13 |
+6 |
2. Количество рабочих дней в году за вычетом очередных отпусков, дней |
262 |
263 |
263 |
-1 |
- |
3. Среднее число дней, отработанных одним торговым работником за год |
246,4 |
250,7 |
250,9 |
+4,5 |
+0,2 |
4. Совокупный фонд рабочего времени (стр.1*стр.2), человеко-дней |
157986 |
153592 |
155170 |
-2816 |
+1578 |
%. Величина используемого рабочего времени (стр.1*стр.3), человеко-дней |
148579,2 |
146408,8 |
148031 |
-548,2 |
+1622,2 |
6. Уровень организации труда (стр.5/стр.4*100), % |
94 |
95,3 |
95,4 |
+1,4 |
+0,1 |
7. Изменение производительности труда за счет совершенствования его организации |
х |
х |
х |
+1,489 ((+1,4)/94*100) |
+0,104 ((+0,1)/95,3*100) |