По производной профессии (должности) «старший» тарифные коэффициенты повышаются:
рабочих - до 10% по сравнению с тарифным коэффициентом (кратным размером тарифной ставки первого разряда) основной профессии;
специалистов, по которым не устанавливаются квалификационные категории, других служащих - на один разряд выше по сравнению с тарифным коэффициентом базовой должности.
Политику заработной платы ОАО «Продсервис» дополняет политика вознаграждения и услуг, которая преимущественно акцентирует внимание на премировании и выплатах социального характера. Обоснование системы премирования традиционно, но сильнее зависит от финансового состояния ОАО «Продсервис». И, конечно, премирование работников индивидуализировано.
Премирование работников Общества за текущие результаты работы, высокопроизводительный и качественный труд, единовременное поощрение за высокие достижения и выполнение отдельных заданий производится в соответствии с действующими Положениями, которые являются неотъемлемой частью заключенного коллективного договора
Работникам устанавливаются следующие доплаты к тарифным ставкам и окладам в зависимости от условий труда:
по результатам аттестации рабочих мест на работах с неблагоприятными условиями труда не ниже шкалы, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.05.2000 г. №80 (ст.62 ТК Республики Беларусь) за каждый час работы в этих условиях с учетом степени тяжести и вредности труда;
за работу в ночное время, при многосменном режиме работы, в выходные и праздничные дни в размерах, установленных законодательством.
Устанавливаются надбавки и доплаты:
руководителям, специалистам и служащим надбавки за высокие достижения в труде, высокую квалификацию, сложность и напряженность работы, выполнение особо важной и срочной работы и другие показатели, и включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в сумме не превышающей 20% сумм должностных окладов этих категорий работников;
надбавки за высокое профессиональное мастерство, за высокую культуру обслуживания покупателей, высокое качество выполняемых работ, за классность, продолжительность непрерывной работы (стаж работы);
доплаты за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, разделение смены на две части с перерывом в работе свыше двух часов, за выполнение обязанностей отсутствующих работников и др.
Размеры данных надбавок и доплат устанавливаются в соответствии с уровнем профессионального мастерства, качеством торгового обслуживания, личным вкладом каждого работника в общие результаты труда и действующим Положением.
Таким образом, предприятие имеет широкие возможности в воздействии на работников, формируя управление трудом. ОАО «Продсервис» использует такие элементы построения, как привлечение персонала, его задействование и управление мотивацией труда, каждый из которых, в свою очередь, состоит из более конкретных составляющих. Обоснованное отражение в управлении трудом выбранных средств воздействия влияет на валентность и справедливость вознаграждения.
В торговле занята большая часть трудоспособного населения страны, поэтому рациональное использование персонала относится к числу важных задач. В торговле, как и в других отраслях экономики, проблема использования рабочей силы должна решаться посредством активного перехода отрасли на интенсивный путь развития. Больший объем производственно-торговой деятельности можно выполнять с меньшим числом работников. Естественно, интенсификация процессов товарного обращения не должна не в коей мере затрагивать качество торгового обслуживания. Наоборот, научная организация труда, рост производительности, ускорение товарооборота можно оценить положительно, если при этом улучшатся и качество обслуживания.
Для повышения эффективности труда необходимо также создать оптимальные соотношения между такими показателями, как численность и состав работников, производительность труда, объем выполняемых работ, использование рабочего времени и расходование заработной платы. Немаловажное значение для решения этих задач имеет экономический анализ персонала предприятия.
Оценка эффективности использования персонала ОАО «Продсервис» проводится по следующим направлениям:
- обеспеченность рабочих мест персоналом в требуемом профессиональном и квалификационном составе (обеспеченность персоналом);
- оценка эффективности использования рабочего времени;
- определение и изучение показателей текучести кадров;
- изучение производительности труда;
- изучение влияния трудовых факторов на розничный товарооборот;
- выявление резервов персонала, более полного и эффективного его использования.
При анализе обеспеченности ОАО «Продсервис» персоналом используются данные о списочной и среднесписочной численности, структуре рабочей силы. Источниками информации являются «Отчет по труду и движению работников» (форма № 1-труд) (Приложение В), «Отчет об использовании рабочего времени» (форма № 4-труд) (Приложение Г), статистическая отчетность отдела кадров ОАО «Продсервис» по движению работников, другая отчетность.
Обеспеченность организации работниками изучается путем сопоставления численности работников за отчетный и предыдущие периоды. При анализе используется табл. 2.8.
Таблица 2.8
Состав среднесписочной численности ОАО «Продсервис»
Показатель |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Отклонение отчетного 2007 года | |
от 2005 года |
от 2006 года | ||||
среднесписочная численность, чел всего |
649 |
625 |
632 |
-17 |
+7 |
В том числе: | |||||
основной вид деятельности |
603 |
584 |
590 |
-13 |
+6 |
из них: | |||||
-руководители |
40 |
33 |
39 |
-1 |
+6 |
-специалисты |
76 |
63 |
67 |
-9 |
+4 |
-продавцы |
307 |
279 |
288 |
-19 |
+9 |
-рабочие |
180 |
209 |
196 |
+16 |
-13 |
не основной деятельности |
46 |
41 |
42 |
-4 |
+1 |
Розничный товарооборот, млн. р. | |||||
в действующих ценах |
19552,98 |
18712,8 |
23702,2 |
+4149,22 |
+4989,4 |
в сопоставимых ценах |
19552,98 |
17653,58 |
18851,68 |
-701,3 |
+1198,1 |