3. При проведении комплексного анализа использования трудовых ресурсов рассмотрены следующие показатели: обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами; характеристика движения рабочей силы; использования фонда рабочего времени; производительность труда; анализ эффективности использования трудовых ресурсов.
4. В ходе оценки эффективности использования персонала ОАО «Продсервис» было изучено движение рабочей силы и обеспеченность предприятия персоналом; эффективность использования рабочего времени; динамика производительности труда и факторы ее роста.
5. Эффективность использования персонала изучается с целью выявления возможности высвобождения рабочих на отдельных участках торгово-технологического процесса в результате совершенствования условий труда или определения дополнительной потребности в персонале заданного профессионально-квалифицированного уровня.
6. Непременным условием оценки эффективности использования персонала является сопоставление ее результатов с оценкой производительности труда. Производительность труда является основным показателем, характеризующим эффективность организации труда. В ОАО «Продсервис» наблюдается рост производительности труда в сравнении с 2006 годом, но если рассматривать динамику за ряд лет, то видим, что уменьшение численности торговых (в том числе и торгово-оперативных) работников привело к снижению производительности по отношению к 2005 году. На производительность труда оказывает влияние ряд факторов: технические, технологические, организационные, экономические и социальные.
7. Изучение данных факторов позволило выявить резервы повышения производительности труда на ОАО «Продсервис». В 2008 году в ОАО «Продсервис» возможен рост производительности труда за счет экономии рабочего времени, сокращения прогулов и простоев, привлечения на работу лиц на неполный рабочий день.
8. Основным показателем, характеризующим эффективность работы любого торгового предприятия является розничный товарооборот. Эффективность использования трудовых факторов является фактором успешного развития розничного товарооборота. В ОАО «Продсервис» розничный товарооборот в сравнении с 2006 годом увеличился в действующих и в сопоставимых ценах, однако сокращение численности торгово-оперативных работников и их среднечасовой выработки привели к снижению товарооборота в действующих ценах в 2007 году по сравнению с 2005 годом.
8. Эффективность использования персонала тесно связана с разработкой и реализацией кадровой политики, основными целями которой являются:
- удовлетворение потребности предприятия в кадрах;
- обеспечение рациональной расстановки, профессионально-квалификационного и должностного продвижения кадров;
- эффективность использования трудового потенциала предприятия.
Реализация этих целей предполагает выполнение отделом кадров ОАО «Продсервис» многих функций, а именно:
планирование, наем и размещение рабочей силы, включая отбор, ориентацию и адаптацию;
обучение, подготовку и переподготовку работников, повышение квалификации;
оценку персонала (проведение аттестации работников, продвижение по службе и организация карьеры);
определение условий найма, труда и его оплаты;
мотивацию труда и соблюдение дисциплины;
обеспечение формальных и неформальных связей, создание благоприятного психологического климата в коллективе;
реализацию социальных функций (льготное питание на предприятии, помощь семье, организация отдыха и др.);
контроль за безопасностью труда.
9. В ходе проводимых исследований было выявлено активное движение кадров на предприятии. В связи с чем, автор работы может предложить использовать в практике кадровой работы ОАО «Продсервис» опыт стран с рыночной экономикой по проблеме сокращения персонала. В частности, следует принять к сведению, что в странах с рыночной экономикой руководители фирм и предприятий осознают настоятельную необходимость во имя собственного выживания отказаться от традиционной «политики увольнения», основанной на авторитарных принципах, и перейти к «политике управления человеческими ресурсами», к формированию новой культуры, ориентированной на человека. В этой связи управление персоналом на предприятии должно опираться на философию общности интересов, предусматривать вовлеченность персонала в решение сложившихся проблем, отмену или смягчение жестких статусных различий между рабочими, инженерно-техническими работниками и служащими.