Реализация колбасных изделий в 2002 году увеличилась за счет того, что сейчас стали делать дешевые виды колбас, которые производились в меньшей степени в 1999-2001гг. из-за отсутствия необходимого сырья. В структуре реализации колбасных изделий основная доля приходится на местный рынок (75-95%), в частности на товарные организации (50-60%). Лишь небольшая доля вывозилась за пределы республики (5-15%), которая с каждым годом увеличивалась и к 2002 году этот показатель достигает 26,5%.
Реализация консервов в 2002году увеличилась по сравнению с 1999 годом в 2 раза. Консервы – продукт непортящийся в течении долгого периода времени и сохраняет свое качество при перевозке на большие расстояния. Поэтому основная доля мясных консервов реализуется за пределы Республики Марий Эл (48-90%). Очень мала продажа консервов на местном рынке через фирменную сеть (1-4%).
Рассмотрим основные направления вывоза мясных продуктов за пределы Республики Марий Эл (Приложение 7).
Максимальный объем продаж основных видов мясной продукции приходится на Чувашию, Казань. В 2002 году в этом направлении было реализовано 25% консервов от общей реализации или 30% от объемов реализации за пределами Республики Марий Эл, 25% колбасных изделий от объемов, реализованных за пределами Республики Марий Эл.
К традиционному рынку Казани в 2002году добавился Нижний Новгород, реализация консервов в котором неплохо набирает обороты. Благодаря высокому имиджу нашей тушенки в этом городе торгующие организации сами выходят на нас. В 2002 году был получен большой заказ на производство мясных консервов для Федеральных нужд. Во многом благодаря ему и был достигнут этот рост.
Также основными направлениями вывоза мясных консервов и колбасных изделий являются Коми, Киров, Самара, Москва.
Впервые большие партии консервов реализовались в 2001 году в Челябинск, Курск, Ульяновск, Саратов, Свердловск, Брянск и Хабаровск ( от 100 до 400 т.у.б).
Прекратилась реализация продукции в Оренбург, Иваново, Екатеринбург, Череповец, Тольятти, Башкирию.
Реализация мяса за пределы Республики Марий Эл с 1999 по 2000 года небольшая, в 2001 году большая партия была отправлена в Н. Новгород (60 тонн) и в Москву (6,2 тонн), в 2002г. небольшая партия отправлена вЧувашию (2,7 тонн) и Татарию(1,5 тонны). Для колбасных изделий существуют постоянные покупатели в течении уже более 5 лет ( Коми, Киров, Чувашия, Татария, Н. Новгород и Москва), хотя объемы реализации не так уж и велики (до 190 тонн – 2002год), но это в несколько раз больше объемов реализации 1999года.
В заключении можно отметить, что отдел сбыта хорошо поработал над реализацией консервов в 2002 году, что привело к расширению географии реализации данной продукции. Такую работу необходимо провести в отношении колбасных изделий. Чтобы изучать рынок сбыта, находить “ниши” для своих продуктов, расширять географию реализации продукции на ЗАО “Йошкар-Олинский мясокомбинат” был создан отдел маркетинга, настоящее время состоящий из 3 человек. Сегодня он занимается поиском новых оптовых и мелкорозничных покупателей, изучает возможности расширения фирменной торговли. Совместно с отделом сбыта его специалисты участвуют в организации выставок, ярмарок, дегустаций продуктов.
Сейчас благодаря усилиям службы сбыта и маркетинга, технологов и работников колбасного цеха наши колбасные изделия пользуются спросом в других областях. Ну а мясные консервы давно хорошо известны во многих регионах РФ как самые высококачественные. Предприятие нацеливается на долгосрочные рыночные позиции, рассчитывая твердо удерживать занимаемую долю рынка, а при наращивании объемов производства расширять целевые рынки сбыта.
В условиях рынка преобладает децентрализованное ценообразование. Основным регулятором цен является рынок, утверждение цен отсутствует.
Формирование цен осуществляется на уровне перерабатывающего предприятия, а согласование их с заказчиком (потребителем) происходит в момент заключения с ними прямого договора или подписания акта купли-продажи.
В качестве глобальных ценовых стратегий предприятие использует следующие стратегии:
- стратегия продаж по цене “издержки + некоторая прибыль” (в данном случае цена складывается из условий договоров, заключаемых с потребителями);
- стратегия продаж с ориентацией на цены конкурента.
Предприятие учитывает также и сезонные колебания цен.
В системе ценообразования на продовольственные товары действует ряд общих положений, характерных для всех подотраслей пищевой промышленности. Так на изделия большинства подотраслей действует система двух прейскурантов - оптовых и розничных цен.
Цены разрабатываются на предприятии производителя и зависят от себестоимости производимой продукции, от цен товаров конкурентов, от спроса на продукцию.
На ЗАО “Йошкар-Олинский мясокомбинат схема ценообразования такова:
Полная себестоимость = производственная себестоимость + внепроизводственные расходы
Оптовая цена = полная себестоимость + прибыль (5-10%)
Свободная цена = оптовая цена + НДС (20%)
Самый главный элемент конкурентоспособности – это цена, а точнее себестоимость продукции. Сегодня покупатель, к сожалению, прежде всего смотрит на цену продукции, а потом на качество.
Себестоимость - один из обобщающих показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия, характеризует степень использования сырья, материалов и т. д.
Мясная отрасль характеризуется высокой долей затрат по сырью и материалам. В общей структуре затрат сырье по комбинату (таблица 2.1) составило – 85,7% (прошлый год – 83,1%), вот почему так актуален вопрос экономии сырьевых и материальных ресурсов, и не случайно эти вопросы находятся на постоянном контроле Совета директоров. В последние годы поставки продукции сельским хозяйством ни по объемам, ни по качеству не отвечают предъявленным требованиям, что серьезно затрудняет увеличение выпуска пищевой продукции и экономию материальных затрат.
Таблица 2.1
Общая себестоимость деятельности на ЗАО “Йошкар-Олинский мясокомбинат”
Показатели |
Затраты, тыс.руб. |
Структура, % |
Материальные затраты |
210879 |
85,7 |
сырье и материалы |
155949 |
63,4 |
покупные комплектующие изделия |
44737 |
18,2 |
работы и услуги производственного характера, выполняемые другими организациями |
2977 |
1,2 |
топливо |
2804 |
1,1 |
энергия |
3412 |
1,4 |
Затраты на оплату труда |
15874 |
6,4 |
Отчисления на социальные нужды |
6293 |
2,6 |
Амортизация основных средств |
2152 |
0,9 |
Прочие затраты |
10956 |
4,5 |
Себестоимость продукции |
246154 |
100,0 |