Направленность методов ориентирована на систему. Она всегда одна и та же – это люди, осуществляющие различную профессиональную деятельность в организации.
Содержание – это специфика приемов и способов воздействия.
Организационная форма – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.
В каждом конкретном методе менеджмента определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы менеджмента:
организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
экономические, обусловленные экономическими стимулами;
социально-психологические, применяемые с целью повышения вовлеченности и активности сотрудников.
Организационно-административные методы менеджмента
Задача организационно-административных методов состоит в координации действий подчиненных. Они в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность.
Система организационно-административных методов представляют собой совокупность двух равнозначных элементов:
воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления);
воздействие на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль за управленческими решениями)
В практике управленческой деятельности административное воздействие связано, как правило, с тремя типами подчинения:
вынужденное и внешне навязанное. Оно сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим “сверху”;
пассивное. Для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений;
осознанное, внутренне обоснованное
Выбор руководителей в сторону использования этих методов связан как с персоналом, так и ситуацией.
Экономические методы менеджмента
При использовании экономических методов поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы объекта управления
Чтобы экономические методы управления в банке были действенными, необходимо как минимум обеспечить “отзывчивость” организации на экономические рычаги. Без этого теряет смысл расширение прав структурных подразделений внедрение бизнес-процессов и создание профит-центров. В свою очередь, расширение самостоятельности ведет к большей свободе объектов управления и применению экономических методов менеджмента в банке.
Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей и реализации потенциала подразделений банка. Прежде всего, речь идет об изменении системы материального стимулирования с учетом интересов всех объектов управления.
В отличие от организационно-административных экономические методы руководства предполагают разработку общебанковских стратегических финансово-экономических показателей и средств их достижения. В результате в подразделениях банка формируются такие условия, при которых персонал побуждается к эффективной работе не столько административным влиянием (приказы, распоряжения и т.п.), сколько экономическим стимулированием. На основе экономических методов менеджмента должны развиваться и укрепляться организационно-экономические и социально-психологические методы, культура их применения, повышаться уровень профессиональной подготовки персонала банка.
Социально-психологические методы менеджмента
Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний, то на 85% - от умения работать с людьми.
Зная жизненные ценности, особенности поведения и характера своих сотрудников, можно прогнозировать поведение каждого из них в нужном для организации направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойственен свой психологический климат.
Социально-психологические методы позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности сотрудников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.
Социально-психологические методы менеджмента требуют от руководителя достаточной гибкости и умения использовать разнообразные аспекты управления. Успех деятельности руководителя в этом направлении зависит от того, насколько правильно он применяет различные формы социально-психологического воздействия, которые в конечном счете сформируют здоровые межличностные отношения:
планирование социального развития трудовых ресурсов;
убеждение как метод взаимоотношений соподчиненности;
здоровая конкуренция и соревновательность;
конструктивная критика;
постоянно действующие деловые совещания;
традиции и ритуалы банка.
Организация процесса управления предполагает разработку рациональной организационной структуры управления (ОСУ) банка и обеспечение рационального взаимодействия во времени всех его элементов.
Формируется ОСУ применительно к системе целей банка, видам его деятельности и производимым продуктам (услугам).
В системе управления рабочие места рассредоточиваются как по горизонтали, так и по вертикали, то есть по иерархическим уровням, так называемым ступеням управления. В пределах ступени концентрируются однородные по властной компетентности управленческие места.
Характерно, что по мере перехода от низшей ступени к ведущей количество элементов ОСУ в пределах ступени уменьшается. Поэтому, система управления может быть представлена в виде пирамиды.
Между элементами, входящими в состав ОСУ, устанавливается большое количество управленческих связей, которые могут быть классифицированы по различным признакам.
По содержанию различают горизонтальные и вертикальные связи. Связи между элементами одной ступени называются горизонтальными, а между элементами, относящимися к различным ступеням, - вертикальными. Первые имеют, в основном, координационный и кооперационный характер, а вторые - субординационный, т.е. руководства и подчинения.
Определяющими являются вертикальные связи. По своей направленности вертикальные связи делятся на прямые и обратные. Прямые связи устанавливаются от элементов вышестоящей ступени к элементам нижестоящей ступени. По ним поступают, в основном, управленческие решения. Например, распоряжения начальника управления начальникам отделов. Обратные связи устанавливаются от нижестоящих элементов к вышестоящим, и по ним поступает, в основном, информация о состоянии объекта управления.
По количеству охватываемых элементов процесса управления и аспектов деятельности управляемого объекта различают линейные и функциональные вертикальные связи.
При линейной связи нижестоящий элемент ОСУ подчиняется только одному вышестоящему элементу по всем аспектам своей деятельности, и вышестоящий выполняет по отношению к нижестоящему все функции управления. Например, начальник отдела подчиняется начальнику управления по всем аспектам своей деятельности и последний по отношению к отделу выполняет все общие функции управления (планирование, организацию, мотивацию, контроль.)