При функциональной связи нижестоящий подчиняется вышестоящему только по одному или нескольким аспектам своей деятельности и последний выполняет по отношению к нижестоящему только отдельные части процесса управления. Например, руководитель бухгалтерии валютного управления бизнеса подчинен непосредственно начальнику управления (линейная связь), но по вопросам методики учета и отчетности он подчинен главному бухгалтеру банка (функциональная связь).
Характер вертикальных связей определяет масштаб управляемости в ОСУ. Масштаб управляемости - это максимальное количество элементов данной ступени, подчиненных одному вышестоящему элементу, при котором еще возможно эффективное управление. Количество горизонтальных связей с точки зрения эффективности управления не ограничивается. На стабильность ОСУ влияет соотношение внешних и внутренних связей. Превышение внешних связей над внутренними приводит к дестабилизации ОСУ, а чрезмерное превышение внутренних связей над внешними - к замкнутости. Эти явления снижают эффективность ОСУ, поэтому необходимо стремиться к оптимальному соотношению внешних и внутренних связей ОСУ.
Следовательно, основными характеристиками ОСУ являются: количество ступеней, количество элементов в пределах отдельных ступеней и их виды, количество и характер связей между элементами, и масштаб управляемости.
Взаимодействие во времени всех элементов ОСУ банка должно обеспечивать выполнение всех основных управленческих функций (планирование, организацию, мотивацию и контроль) и выработку важнейшего результата управленческого процесса - управленческих решений.
Глава 2. Организация работы в КБ Приватбанк
ПриватБанк имеет гибкую межрегиональную клиенториентированную ОСУ с четким делением на доходные (бизнесовые) и затратные (поддерживающие) подразделения.
В состав системы ПриватБанка входят:
· Головной офис (ГО), расположенный в г. Днепропетровске;
· Региональные подразделения (РП), расположенные во всех регионах Украины, а также за ее пределами.
ОСУ ПриватБанка полностью соответствует современным принципам формирования ОСУ.
Основным документом для формирования и актуализации ОСУ банка является Положение об организационной структуре системы ПриватБанк (Оргположение).
ОСУ ПриватБанка состоит из трех ключевых элементов:
· звено (подразделения и должности);
· уровень (совокупность подразделений и должностей однородных по своей компетентности);
· связь (отражает взаимодействие различных подразделений и должностей).
Должность - это служебный статус сотрудника банка, характеризующийся местом в ОСУ банка, задачами, функциями, правами, ответственностью, взаимодействием с другими сотрудниками и др. Должность является первичным элементом ОСУ банка.
Подразделение - это обособленная по определенным признакам часть банка.
По степени административно-правовой и хозяйственно-экономической самостоятельности, а также масштабу в ОСУ банка выделяются самостоятельно хозяйствующие подразделения (СХП), которые относятся к четырем организационным уровням:
· высший (ведущий) - Головной офис (ГО);
· верхний уровень - Главные региональные управления (ГРУ), Региональные управления (РУ), Областные региональные управления (ОРУ), самостоятельные филиалы (СФ);
· средний уровень - филиалы, входящие в состав ГРУ (РУ);
· отделения и представительства.
В пределах каждого СХП по степени административно-правовой самостоятельности, масштабу и специализации выделяются административно обособленные подразделения (АОП).
ОСУ Головного офиса (ГО) и региональных подразделений
ГО является высшим (ведущим) подразделением системы ПриватБанк, имеющим полную хозяйственно-экономическую и административную самостоятельность и действующим на основании Устава ПриватБанка.
Управление Головным Офисом и системой ПриватБанк в целом осуществляется Правлением Банка, возглавляемым Председателем. Правление Банка является постоянно действующим исполнительным органом общего Собрания участников и Совета Банка.
ГО имеет гибкую дивизиональную клиентоориентированную ОСУ. В качестве дивизионов четко выделены бизнеса и поддерживающие направления, которые представлены упорядоченной совокупностью департаментов, управлений и отделов, объединенных общностью тесно сопряженных целей и выполняющих определенный комплекс специализированных банковских операций.
Для подготовки и обсуждения стратегических и важных тактических решений непосредственно под руководством Председателя Правления функционируют 6 коллегиальных органов.
Филиал - представляет собой административно и экономически обособленное региональное подразделение с численностью персонала свыше 100 человек, действующий в соответствии с "Положением о филиале ПриватБанка", утвержденного Председателем Правления банка.
Отделение - представляет собой административно обособленную часть РУ или филиала, не публикующее баланса и выполняющее ограниченное количество операций, разрешенных ГО и НБУ. Отделение действует на основании "Положения об отделении", утвержденного Директором ГРУ (РУ), самостоятельного филиала, в состав которого они входят.
Представительство банка– территориально обособленное структурное подразделение банка, действующее на основании "Положения о представительстве", утвержденного Председателем Правления, которое не имеет права осуществлять банковскую деятельность.
Для Общесистемного бизнеса корпоративных клиентов, Бизнеса обслуживания корпоративных клиентов в РП разработаны рекомендуемые ОСУ, утвержденные приказами №942 от 21.08.2001г. и № 703 от 25.06.2002г. соответственно.
Все отделения ПриватБанка делятсяна 4 группы -"А", "Б", "В", "Г".Управление отделениями осуществляется по схемам, утвержденным приказом № 310 от 25.03.2002г.
Процесс организации работы новых подразделений в ПриватБанке предусматривает последовательную реализацию ряда этапов, а именно:
1).осознание проблемы и определение целевых установок подразделения (назначения, целей, задач и функций);
2).выбор типа ОСУ подразделения - функциональная, проектная и др.;
3).определение состава подразделений более низких уровней и их структуры;
4).установление взаимосвязей с другими подразделениями банка:
· управленческих;
· финансово-экономических.
5) организация обеспечения:
· материально-технического (помещения, мебель, ПЭВМ, связь и т.д.);
· технологического (процедур, стандартов, программ и т.д.);
· финансового;
· информационного.
6) разработка нормативно-регламентирующих документов (штатных расписаний, положений, регламентов работы и др.);
7) закрепление ОСУ и штатных расписаний распорядительными документами (приказами, распоряжениями);
8) подбор и расстановка персонала.
Более подробно порядок организации работы новых подразделений и актуализации действующих описан в разделе 8 Оргположения (в т.ч. порядок работы с проектами ОСУ и штатных расписаний, порядок согласования и утверждения проектов ОСУ и штатных расписаний).