Подбор и прием на работу
Основные этапы отбора персонала
Подбор сотрудников для работы в банке осуществляется по заявке руководителей структурных подразделений банка, в которых имеются (или планируются) вакансии на конкурсной основе.
В заявке указывается число необходимых специалистов, их должностные обязанности, квалификационные требования, желательные личностные качества, условия оплаты труда и режим работы.
Поиск специалистов для замещения вакантных должностей может осуществляться как среди сотрудников банка (внутренний резерв), так и за счет внешних источников (подбор с помощью сотрудников организации, контакты со средними и высшими учебными заведениями, информация в средствах массовой информации, поиск через Интернет, обращение в рекрутинговые агентства и т.д.).
Привлечение работников организации к конкурсу, на замещение вакантной должности, осуществляется путем выставления информации на сайте Управления по работе с персоналом
Претенденты на вакантную должность проходят профессиональное и психологическое тестирование.
Результаты психологического и профессионального тестирования предоставляются руководителю, направившему заявку на подбор.
После этого руководитель подразделения, в котором имеется вакансия, изучает и анализирует поступившую к нему информацию, проводит собеседование с наиболее перспективными кандидатами на должность.
Современные требования к качеству руководителя
Знание требований к качеству руководителя необходимо для решения вопросов выбора, назначения, перемещения и изменения категории оплаты труда руководителей, а также для объективной оценки соответствия руководителя выполняемым функциям
Исходя из анализа современных условий функционирования банка и реалий экономической жизни менеджерам высшего звена необходимы следующий качества:
1.Деловые качества:
· высокий уровень профессиональной компетентности, навыки моделирования,
· предприимчивость, заключающаяся в активности, инициативности, самостоятельности, гибкости, умении эффективно развивать деятельность, открытости для восприятия альтернативных точек зрения, умении пойти на оправданный риск,
· изобретательность и способность к инновациям (творческая личность подготовлена к работе в условиях неопределенности)
· высокий уровень деловитости, включая организованность и собранность в работе, интерес к ней, повышенную работоспособность, четкое выполнение обещаний
· понимание природы современных управленческих процессов и подходов;
· умение работать с современными информационными технологиями и средствами коммуникации;
· постоянное непрерывное совершенствование знаний,
· ораторские способности и умение выражать мысли;
2.Личностные качества:
· умение общаться с людьми, включая обладание психологическим тактом и психологической интуицией, способность привлекать к себе людей, устанавливать партнерские отношения, эффективно использовать знания других людей
· высокие нравственные качества – честность, скромность, простота, высокая требовательность к себе и другим, развитое чувство долга, ответственности, принципиальность, надежность в деловых контактах, беспристрастность, бескорыстие, лояльность
· стремление влиять на развитие событий в своей банковской организации, уверенность в себе;
· эмоциональная уравновешенность (самоконтроль и спокойствие в сложных и стрессовых ситуациях);
· способность доводить начатое дело до конца
· наличие разумных личных ценностей и четких личных целей
· способность к самооценке собственной деятельности
3.Организаторские способности, позволяющие создать, сплотить и мобилизовать коллектив.
4.Концептуальные способности – умение чувствовать связи между организацией и средой и видеть систему организации как единое целое:
· широта взглядов, глобальный подход
· долгосрочное предвидение и гибкость
5.Образованность – наличие профильного высшего образования и высокий уровень общего развития
6.Опыт практической работы и управления в банковской сфере
7.Социальная активность – высшие менеджеры должны быть активны, общительны, обладать высоким социальным и политическим статусом, иметь множество важных связей и деловых контактов, обладать развитой интуицией и умением определять общее направление в деятельности банка, быть преданными своему банку.
Следует отметить, что требования к руководителям не являются постоянными, а изменяются по мере развития банка.
В структуре затрат рабочего времени руководителя свыше 80% занимают: работа с корреспонденцией (документами), телефонные разговоры, прием посетителей, совещания, обход рабочих мест и др. Примерная структура затрат рабочего времени руководителя показана в Таблице 2.1.
Таблица 2.1
Типовая структура затрат рабочего времени руководителя
№ п/п |
Наименование работ |
Распределение рабочего времени (%) |
1. |
Прием посетителей |
10 |
2. |
Совещания |
30 |
3. |
Телефонные разговоры |
2 |
4. |
Просмотр корреспонденции |
3,5 |
5. |
Ознакомление с работой подразделения |
10 |
6. |
Плановая и организационная работа |
20 |
7. |
Контроль |
20 |
8. |
Подготовка к докладам |
1,5 |
9. |
Другие виды работ |
3 |
Совещания
Деловые совещания – одна из важнейших форм управленческой деятельности руководителей банка. Во время совещания происходит обмен информацией между подчиненными и руководителем, принимаются управленческие решения.
Задачи совещаний:
выявление причин наиболее существенных отклонений в реализации стратегических резолюций, бизнес-планов и бюджетов подразделений, банка в целом и принятия качественных решений по их устранению, локализации (негативных) или развитию (позитивных);
оперативная информация участников совещания о значимых событиях в жизнедеятельности банка, изменениях внешней среды и состоянии подразделений банка;