Предотвратить потери рабочего времени наиболее квалифицированных и высокооплачиваемых работников можно с помощью согласования посещения путем:
договоренности о посещении по телефону;
предварительной записи у секретаря.
Установление приоритетов можно успешно применять в тех случаях, когда руководитель имеет секретаря высокой квалификации, способного сделать в момент прихода посетителя быструю оценку заранее определенных критериев приоритета, отраженных, например, в перечне организаций, представителей которых он принимает в любое время дня. Этот критерий приоритета может распространяться на отдельных посетителей, а также некоторых сотрудников.
Другой критерий приоритета предполагает прием посетителей в определенный отрезок рабочего дня.
Третий критерий предполагает строгое соблюдение установленных графиков, регламентов посещения руководителя.
Важно при приеме посетителей поддерживать необходимый уровень внимания к ним, уметь слушать. Для этого рекомендуется забыть о личных предубеждениях к собеседнику, выделять из его речи главное, отделять факты от субъективного мнения говорящего, не спешить с выводами.
Рекомендуется придерживаться следующих правил (Власов Л.В.):
принять активную позу, так как правильная посадка тела помогает сосредоточиться и благоприятно расположить к себе посетителя;
сосредоточить взгляд на говорящем;
поддерживать устойчивое внимание к говорящему, не прерывать его и не отвлекаться на другие дела;
логически планировать процесс слушания, выделяя главное и находя ему обоснование;
преждевременно не оценивать беседу или выступление, делать это только в конце приема.
Одной из обязанностей руководителя является учить подчиненных четко и обоснованно излагать свои просьбы и предложения. Например, это можно делать по следующей схеме:
суть просьбы или предложения;
что намерен посетитель сделать сам;
что мешает ему осуществить предложение;
что он хочет конкретно от руководителя;
кто из сотрудников сможет содействовать удовлетворению его просьбы или осуществлению предложения.
Необходимо стремиться принимать посетителей в точно назначенное время, не заставлять их ждать. Если в назначенное время не представляется возможность принять, то обязательно объяснить причины. Во время приема стараться завоевать доверие, расположить к себе посетителя, проявить готовность помочь ему, а если нет – то аргументировано обосновать отказ.
Наиболее типичными информационными помехами в технологии приема посетителя являются телефонные звонки и приход еще одного работника в кабинет руководителя, что заставляет его переключаться на другой поток устной информации. Необходимо по возможности ограничить эти информационные помехи, в частности поручить секретарю ограничить доступ непредусмотренных посетителей, не требующие оперативного, личного вмешательства руководителя.
Таблица 2.2.
Примерный алгоритм процедуры посещения руководителя посетителем
Номер операции |
Содержание операции |
Характер операции |
Исполнители |
1. |
Согласование времени посещения |
Организацион. |
Руководитель, секретарь |
2. |
Постановка (изложение) вопроса, цели посещения |
Информацион. |
Посетитель |
3. |
Уяснение поставленного вопроса |
Информацион. |
Руководитель |
4. |
Оценка информации, полученной от посетителя, дополнительные вопросы к посетителю |
Информацион. |
Руководитель |
5. |
Поиски, взвешивание вариантов возможного решения |
Логико-мыслительный |
Руководитель |
6. |
Получение дополнительной информации по внутренним каналам |
Информацион. |
Руководитель, руководители служб |
7. |
Прогнозирование возможных последствий (результатов) предполагаемого решения |
Логико-мыслительный |
Руководитель |
8. |
Принятие решения |
Логико-мыслительный |
Руководитель |
9. |
Постановка задачи посетителю, отдача необходимых распоряжений |
Информацион. |
Руководитель |
Таким образом, посещения представляют собой значительную интеллектуальную, информационную и эмоциональную нагрузку, приходящуюся на руководителя. Рационализация приема посетителей – одно из актуальных направлений совершенствования работы руководителя.
Совещания, телефонные разговоры
Сущность совещания.
Основной целью проведения совещаний является получение в короткий срок достаточного для эффективного управления банком (подразделением) количества качественных коллегиальных решений.
Совещания в ПриватБанке у Председателя Правления и руководителей подразделений банка регламентируются.
Подготовка и проведение совещаний.
Материалы к совещаниям должны быть предельно лаконичными и хорошо иллюстрированными (таблицами, графиками, диаграммами и др.).
В ходе доклада (сообщения) докладчик выносит на обсуждение только основные проблемы (вопросы), возникшие в отчетном периоде, проекты решений по устранению их негативных последствий и недопущению возникновению в дальнейшем, основные направления дальнейшего развития.
В процессе проведения совещания участникам могут предоставляться дополнительные материалы на бумажных или электронных носителях.
Регламент совещаний.
Регламент совещания предлагается ведущим и принимается коллегиально участниками путем голосования. Если для обсуждения вопроса повестки, проблемы или предложения участника требуется больше времени на обсуждение, чем выше указано, то ведущий должен выбрать один из следующих вариантов:
организовать форум, анкетный или тестовый опрос;