рефераты по менеджменту

Финансовый менеджмент в малом бизнесе

Страница
6

В простых проектах бюджет для покрытия Не­предвиденных расходов может быть передан в распоря­жение менеджера проекта, который получает право использовать его в течении определенного времени или для определенных целей. Если, например, увеличение объема работ рассмотрено и принято, бюджет менеджера проекта для покрытия непредвиденных расходов увеличивается, а использованная часть резерва может быть отнесена на общую смету проекта.

Определенная часть средств, предназначенная для покрытия непредвиденных расходов, обычно называемая общим резервом, должна остаться под прямым контро­лем высших руководителей.

Финансирование проекта является одним из наибо­лее важных условий обеспечения эффективности его выполнения.

Финансирование должно быть нацелено на решение двух основных задач:

— обеспечение потока инвестиций, необходимого для планомерного выполнения проекта;

— снижение капитальных затрат и риска проекта за счет оптимальной структуры инвестиций и получения налоговых преимуществ.

План финансирования проекта должен учесть следу­ющие виды рисков:

— риск нежизнеспособности проекта;

— налоговый риск;

— риск неуплаты задолженностей;

Риск нежизнеспособности проекта.

Инвесторы должны быть уверены, что предполагае­мые доходы от проекта будут достаточны для покрытия затрат, выплаты задолженностей и обеспечения окупае­мости любых капиталовложений.

Кроме того, финансирование проекта должно удов­летворять существующим федеральным тестам на "адек­ватную надежность", чтобы определенные инстуциональные инвесторы, например, страховые компании, по­лучили возможность осуществлять инвестиции в проект.

При обсуждении данного типа гарантий участники проекта должны проявить определенную гибкость в отношениях с инвестором. Например, если при финансировании проекта появляются трудности с одним из наиболее серьезных тестов на адекватные гарантии— гарантии выплаты процентов, — то проект может удов­летворять требованиям другого теста —например, на наличие контракта на приобретение какой-либо организацией продукта, являющегося результатом реализации проекта.

Налоговый риск.

Налоговый риск включает:

— невозможность гарантировать налоговую скидку из-за того, что проект не вступит в эксплуатацию к определенной дате;

— потерю выигрыша на налогах из-за того, что участники прекратили работы над уже функционирующим, но экономически не оправдавшим себя проектом;

— изменение налогового законодательства, например, увеличение налога на собственность или изменение плановой нормы амортизации перед тем как запустить проект в эксплуатацию;

— решения налоговой службы понижающие налого­вые преимущества в результате осуществления проекта. Инвесторам, как правило, удается частично защитить себя от налогового риска посредством соответ­ствующих гарантий, включаемых в соглашения и контр­акты.

Риск неуплаты задолженностей.

Даже успешные проекты могут столкнуться с вре­менным снижением доходов из-за краткосрочного падения спроса на производимый продукт, либо снижением цен из-за перепроизводства продукта на рынке.

Чтобы защитить себя от таких колебаний, предпола­гаемые ежегодные доходы от проекта должны перекрывать максимальные годовые выплаты по задолженно­стям.

Участники могут применить следующие меры снижения риска от неуплаты задолженностей:

— использование резервных фондов;

— производственные выплаты;

— дополнительное финансирование.

Помимо достаточности предполагаемых доходов час­то рекомендуется, чтобы план финансирования включал в себя резервный фонд выплат по задолженностям, ко­торый должен поддерживаться на определенном уровне, например, на уровне максимальных ежегодных выплат по задолженностям. Финансовые соглашения должны быть составлены таким образом, чтобы в любом из них первоначально предусматривались выплаты по задолженностям, затем на компенсацию резервного фонда и, после этого, по участкам и третьим сторонам.

В некоторых проектах вместо резервного фонда вы­плат по задолженностям может использоваться принцип производственных выплат. В проектах, обеспеченных доходами, участники обязуются осуществлять выплаты по задолженностям, гарантируя на эти цели определен­ный процент доходов, получаемых от продукта, производимого по проекту. При этом недостаточность поступающих из этого источника сумм для оплаты за­долженностей не рассматривается как невыполнение обязательств: возникающий дефицит суммируется и вы­носится на срок окончательной выплаты задолженности.

План должен предусматривать возможности до­полнительного финансирования, необходимость в кото­ром может возникнуть из-за задержки, значительного увеличения масштабов проекта или проблем, связанных с эксплуатацией. Необходимо установить контакт с отдельными кредиторами для обеспечения покрытия не­предвиденных расходов.

После осуществления участниками проекта надеж­ных мер по снижению риска неуплаты задолженностей, инвестор может применять соответствующие гарантии частичных или полных выплат задолженностей в опре­деленные этапы проекта или по его завершению.

Кроме того, правительственные организации могут предоставить правительственные гарантии, экспертные гарантии или защиту политического риска.

Государственная поддержка малого бизнеса в России. Финансирование и инвестиционная поддержка.

В условиях глубокого экономического кри­зиса и крайней ограниченности ресурсов для капиталовложений в экономику России пробле­ма приоритетности выбора направлений инве­стиционной деятельности приобретает чрезвы­чайное значение. Учитывая данное обстоятель­ство, надо включать в систему таких приорите­тов и сферу малого и среднего бизнеса. Это вытекает не из конъюнктурных, политических или идеологических установок, а из объектив­ного хода социально-экономических процессов, из того, каковы место и перспективы данной сферы в решении ряда остроактуальных для нашей страны задач (создания конкурентной среды, повышения уровня и эффективности за­нятости населения, отработки и распростране­ния новых технических решений и др.)[1].

Между тем пока нет оснований говорить о том, что российский малый и средний бизнес (МСБ) реально пользуется какими-то предпоч­тениями в распределении инвестиционных ре­сурсов; скорее имеет место противоположная ситуация, когда эта сфера оттесняется на вто­рой план. Финансирование было и остается наи­более уязвимой проблемой российского МСБ. По данным социологического опроса руководи­телей малых предприятий (МП), половине рес­пондентов при их организации пришлось огра­ничиться собственными сбережениями; немно­гим более четверти сумели получить кредит, а менее 20% — привлечь средства вкладчиков[2]. Самая серьезная проблема на начальной стадии, как отмечают предприниматели, — финансы и помещения, затем отношения с местными орга­нами управления. При этом проблема инвести­рования остается основной на всем протяжении деятельности фирмы.

В западных странах действуют многочис­ленные коммерческие банки, страховые компа­нии, отраслевые фонды, региональные коммер­ческие отделения институциональных структур содействия малому бизнесу, огромное количе­ство региональных гарантов, благотворитель­ных фондов и ассоциаций, активно и весьма разнообразно его поддерживающие. Мы тако­го рода институтами не располагаем, что, разу­меется, существенно тормозит развитие МСБ, тем более, что и ощутимой государственной ма­териально-финансовой помощью последний не пользуется. Поэтому вполне естественно, что в настоящее время развитие сети МП не оказы­вает еще решающего влияния на формирование товарных рынков, а поддержание предпринима­тельской активности в сфере МСБ не имеет не­обходимой почвы. Положение с обеспеченнос­тью этих предприятий материальными, энерге­тическими и финансовыми ресурсами не толь­ко не улучшается, но в последние годы, напро­тив, ухудшается. Согласно результатам выбо­рочных обследований деловой активности ма­лого предпринимательства в промышленности, строительстве и розничной торговле, проведен­ных в 1995—1996 гг., запасы сырья и материа­лов сократились примерно у 40% малых хо­зяйств. Сложившийся уровень заказов и обес­печенности ресурсами большинство предпринимателей оценивали как находящееся на уров­не «ниже нормального», хотя, в отличие от круп­ных предприятий, в сфере МСБ наблюдаются некоторые тенденции стабилизации экономи­ческого положения. Так, в течение 1995— 1996 гг. на малых предприятиях достаточно ста­бильными оставались численность занятых и уровень использования производственных мощ­ностей.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту