В простых проектах бюджет для покрытия Непредвиденных расходов может быть передан в распоряжение менеджера проекта, который получает право использовать его в течении определенного времени или для определенных целей. Если, например, увеличение объема работ рассмотрено и принято, бюджет менеджера проекта для покрытия непредвиденных расходов увеличивается, а использованная часть резерва может быть отнесена на общую смету проекта.
Определенная часть средств, предназначенная для покрытия непредвиденных расходов, обычно называемая общим резервом, должна остаться под прямым контролем высших руководителей.
Финансирование проекта является одним из наиболее важных условий обеспечения эффективности его выполнения.
Финансирование должно быть нацелено на решение двух основных задач:
— обеспечение потока инвестиций, необходимого для планомерного выполнения проекта;
— снижение капитальных затрат и риска проекта за счет оптимальной структуры инвестиций и получения налоговых преимуществ.
План финансирования проекта должен учесть следующие виды рисков:
— риск нежизнеспособности проекта;
— налоговый риск;
— риск неуплаты задолженностей;
Риск нежизнеспособности проекта.
Инвесторы должны быть уверены, что предполагаемые доходы от проекта будут достаточны для покрытия затрат, выплаты задолженностей и обеспечения окупаемости любых капиталовложений.
Кроме того, финансирование проекта должно удовлетворять существующим федеральным тестам на "адекватную надежность", чтобы определенные инстуциональные инвесторы, например, страховые компании, получили возможность осуществлять инвестиции в проект.
При обсуждении данного типа гарантий участники проекта должны проявить определенную гибкость в отношениях с инвестором. Например, если при финансировании проекта появляются трудности с одним из наиболее серьезных тестов на адекватные гарантии— гарантии выплаты процентов, — то проект может удовлетворять требованиям другого теста —например, на наличие контракта на приобретение какой-либо организацией продукта, являющегося результатом реализации проекта.
Налоговый риск.
Налоговый риск включает:
— невозможность гарантировать налоговую скидку из-за того, что проект не вступит в эксплуатацию к определенной дате;
— потерю выигрыша на налогах из-за того, что участники прекратили работы над уже функционирующим, но экономически не оправдавшим себя проектом;
— изменение налогового законодательства, например, увеличение налога на собственность или изменение плановой нормы амортизации перед тем как запустить проект в эксплуатацию;
— решения налоговой службы понижающие налоговые преимущества в результате осуществления проекта. Инвесторам, как правило, удается частично защитить себя от налогового риска посредством соответствующих гарантий, включаемых в соглашения и контракты.
Риск неуплаты задолженностей.
Даже успешные проекты могут столкнуться с временным снижением доходов из-за краткосрочного падения спроса на производимый продукт, либо снижением цен из-за перепроизводства продукта на рынке.
Чтобы защитить себя от таких колебаний, предполагаемые ежегодные доходы от проекта должны перекрывать максимальные годовые выплаты по задолженностям.
Участники могут применить следующие меры снижения риска от неуплаты задолженностей:
— использование резервных фондов;
— производственные выплаты;
— дополнительное финансирование.
Помимо достаточности предполагаемых доходов часто рекомендуется, чтобы план финансирования включал в себя резервный фонд выплат по задолженностям, который должен поддерживаться на определенном уровне, например, на уровне максимальных ежегодных выплат по задолженностям. Финансовые соглашения должны быть составлены таким образом, чтобы в любом из них первоначально предусматривались выплаты по задолженностям, затем на компенсацию резервного фонда и, после этого, по участкам и третьим сторонам.
В некоторых проектах вместо резервного фонда выплат по задолженностям может использоваться принцип производственных выплат. В проектах, обеспеченных доходами, участники обязуются осуществлять выплаты по задолженностям, гарантируя на эти цели определенный процент доходов, получаемых от продукта, производимого по проекту. При этом недостаточность поступающих из этого источника сумм для оплаты задолженностей не рассматривается как невыполнение обязательств: возникающий дефицит суммируется и выносится на срок окончательной выплаты задолженности.
План должен предусматривать возможности дополнительного финансирования, необходимость в котором может возникнуть из-за задержки, значительного увеличения масштабов проекта или проблем, связанных с эксплуатацией. Необходимо установить контакт с отдельными кредиторами для обеспечения покрытия непредвиденных расходов.
После осуществления участниками проекта надежных мер по снижению риска неуплаты задолженностей, инвестор может применять соответствующие гарантии частичных или полных выплат задолженностей в определенные этапы проекта или по его завершению.
Кроме того, правительственные организации могут предоставить правительственные гарантии, экспертные гарантии или защиту политического риска.
В условиях глубокого экономического кризиса и крайней ограниченности ресурсов для капиталовложений в экономику России проблема приоритетности выбора направлений инвестиционной деятельности приобретает чрезвычайное значение. Учитывая данное обстоятельство, надо включать в систему таких приоритетов и сферу малого и среднего бизнеса. Это вытекает не из конъюнктурных, политических или идеологических установок, а из объективного хода социально-экономических процессов, из того, каковы место и перспективы данной сферы в решении ряда остроактуальных для нашей страны задач (создания конкурентной среды, повышения уровня и эффективности занятости населения, отработки и распространения новых технических решений и др.)[1].
Между тем пока нет оснований говорить о том, что российский малый и средний бизнес (МСБ) реально пользуется какими-то предпочтениями в распределении инвестиционных ресурсов; скорее имеет место противоположная ситуация, когда эта сфера оттесняется на второй план. Финансирование было и остается наиболее уязвимой проблемой российского МСБ. По данным социологического опроса руководителей малых предприятий (МП), половине респондентов при их организации пришлось ограничиться собственными сбережениями; немногим более четверти сумели получить кредит, а менее 20% — привлечь средства вкладчиков[2]. Самая серьезная проблема на начальной стадии, как отмечают предприниматели, — финансы и помещения, затем отношения с местными органами управления. При этом проблема инвестирования остается основной на всем протяжении деятельности фирмы.
В западных странах действуют многочисленные коммерческие банки, страховые компании, отраслевые фонды, региональные коммерческие отделения институциональных структур содействия малому бизнесу, огромное количество региональных гарантов, благотворительных фондов и ассоциаций, активно и весьма разнообразно его поддерживающие. Мы такого рода институтами не располагаем, что, разумеется, существенно тормозит развитие МСБ, тем более, что и ощутимой государственной материально-финансовой помощью последний не пользуется. Поэтому вполне естественно, что в настоящее время развитие сети МП не оказывает еще решающего влияния на формирование товарных рынков, а поддержание предпринимательской активности в сфере МСБ не имеет необходимой почвы. Положение с обеспеченностью этих предприятий материальными, энергетическими и финансовыми ресурсами не только не улучшается, но в последние годы, напротив, ухудшается. Согласно результатам выборочных обследований деловой активности малого предпринимательства в промышленности, строительстве и розничной торговле, проведенных в 1995—1996 гг., запасы сырья и материалов сократились примерно у 40% малых хозяйств. Сложившийся уровень заказов и обеспеченности ресурсами большинство предпринимателей оценивали как находящееся на уровне «ниже нормального», хотя, в отличие от крупных предприятий, в сфере МСБ наблюдаются некоторые тенденции стабилизации экономического положения. Так, в течение 1995— 1996 гг. на малых предприятиях достаточно стабильными оставались численность занятых и уровень использования производственных мощностей.