рефераты по менеджменту

Финансовый менеджмент в малом бизнесе

Страница
8

Так, если руководство предприятия в целях соци­альной защиты имущественных и личных интересов работников своего предприятия заключит договоры страхования их имущества и страхования жизни с уп­латой страховых взносов за счет средств предприятия, то по действующему налоговому законодательству сум­мы взносов должны быть включены в налогооблагаемую базу при исчислении налога каждому конкретному работнику.

Более того, если наступит страховой случай и за­страхованному страховая компания выплатит возмеще­ние по имущественному страхованию в покрытие ущерба или страховое обеспечение по личному, то вы­плаченные суммы включаются в совокупную налогооблагаемую базу получившего эти суммы.

Законодатель, устанавливая нормы по подоходному налогу с физических лиц, исключил такое нравственное понятие, как необходимость защиты имущественных и личных интересов предприятия его руководителем и посчитал суммы, выплачиваемые по договорам стра­хования в возмещение ущерба, доходом пострадавше­го от страхового события. В результате в ряде случаев размер страхового возмещения уменьшается до 40%.

Проводимая государством налоговая политика и в отношении страховых компаний серьезно осложняет функционирование страхового рынка России. Налоговые нормы, установленные законодательством для страховых компаний необоснованно приравнены к банковской системе. В связи с этим финансовое становление стра­ховых компаний происходит крайне медленно.

В настоящее время большинство крупных предпри­ятий для покрытия страховых рисков предпочитают заключать договоры с иностранными страховыми ком­паниями. В результате десятки миллионов валютных средств в виде страховой премии уходят за рубеж.

В целях активизации национального страхового рынка, увеличения его емкости и финансовых возмож­ностей российских страховых компаний было бы це­лесообразно пересмотреть отношений к страхованию, снизить размеры налогов на страховые операции. Это создает возможность расширить страховые операции и значительно увеличить объем инвестиций в экономи­ку государства.

По данным опроса руководителей МП, в до­ступе к кредитным ресурсам они испытывают на себе как общую жесткость кредитно-денеж­ной политики, так и проявление дискримина­ционной политики банков по отношению к МСБ. При этом среди трудностей в доступе к кредитам лидируют ценовые ограничения (очень высокие проценты отметили 47,6% ру­ководителей МП), затем следует комплекс не­ценовых ограничений — нереальный залог и гарантии (21,9%), ограниченность сроков кре­дитования (14,3%), недоступность инвестици­онных кредитов (10,5%), далее — субъективные оценки дискриминирующих условий (17,1%), при этом роль организационных факторов не­велика.

Коммерческие банки не заинтересованы в кредитовании малых предприятий из-за отсут­ствия отработанных технологий по инвестиро­ванию их, необходимости рассмотрения боль­шого количества инвестиционных проектов при высокой себестоимости операций по их прора­ботке. Банки не хотят рисковать, поскольку уже имеют негативный опыт исчезновения креди­туемых фирм, невозврата кредитов, сокрытия залога, в том числе в сфере МСБ. Поэтому для обеспечения страховки и возможности контро­ля круг кредитуемых организаций ограничивается теми, которые держат расчетный счет в бан­ке, являющемся предполагаемым кредитором. Банки избегают кредитовать вновь организован­ные фирмы, при этом обязательно требуют за­лог при гарантии от третьей стороны, которая может поручиться за МП своим имуществом. Уровень процента учитывает степень риска, который для МП достаточно высок; стандарт­ные сроки, на которые предоставляется кредит колеблются от трех месяцев до полугода.

Отсюда вывод: российским банкам необхо­димо развивать финансовые услуги для МСБ, соответствующие тем, что существуютна За­паде. Прежде всего это относится к необходи­мости детальной проработки и экспертизы каж­дого проекта, независимо от суммы кредитова­ния, и к совершенствованию способностей бан­ков оценивать ссуды, основываясь более на зна­нии рынка и потенциальных ресурсов предпри­ятий, чем на стоимости их основных фондов и размере залога.

Большого внимания заслуживают появив­шиеся и заметно развившиеся специфические негосударственные структуры поддержки мало­го и среднего предпринимательства. Одной из первых таких структур стало созданное в 1992 г. Российское агентство поддержки малого и сред­него бизнеса (далее Российское агентство). Его основная задача состоит в содействии развитию предпринимательской активности населения путем предоставления широкого комплекса кон­сультационных, информационных и экспертных услуг для начинающих предпринимателей, ма­лых и средних предприятий. Речь идет о кон­сультациях по вопросам экономической, финан­совой, налоговой политики и ведению бухгал­терского учета; о помощи в разработке учреди­тельных документов, в регистрации предприя­тий и лицензировании их деятельности, выра­ботке фирменного стиля; об обучении (на ос­нове специальных программ, разработанных Российским агентством при участии британс­ких специалистов) практическим деловым на­выкам для успешного развития собственного дела (имеются в виду бизнес-планирование, маркетинг, реклама, этика предпринимательства и др.); об оказании информационно-справочно­го содействия по внешнеторговым операциям, таможенным вопросам и другим проблемам нормативно-правового характера.

Российское агентство постоянно стремится к расширению сферы своей деятельности. В последнее время это прежде всего касается воп­росов поддержки инвестиционной активности предприятий МСБ. Для этого в структуре агент­ства выделен специальный инвестиционный отдел, задачи которого сейчас таковы: подготов­ка и проведение обучения и консультирования по вопросам составления бизнес-планов, по инвестиционному проектированию и финансо­вому менеджменту; разработка и проведение экспертизы инвестиционных проектов; поиск источников их финансирования. Оно является официальным агентом Федерального фонда поддержки малого предпринимательства по от­бору предпринимательских проектов для пре­доставления кредитов. С участием агентства в рамках реализации Федеральной программы го­сударственной поддержки малого предпринима­тельства в РФ на 1996—1997 гг. разработана «Методика конкурсного отбора и экспертизы инвестиционных проектов в сфере малого пред­принимательства».

Функции Российского агентства по началу были в большой степени ориентированы на по­требности развития МСБ в московском регионе, теперь оно стало играть роль неформальной ме­тодической и координирующей организационной структуры и в общероссийском масштабе.

Реализуется эта роль в значительной степе­ни через активное участие в создании сети со­ответствующих региональных агентств в субъектах РФ (в настоящее время действует уже 47 таких агентств). Эта деятельность Российс­кого агентства была предопределена федераль­ными органами власти: в декабре 1994 г. Пра­вительство РФ приняло специальное постанов­ление № 1434 «О сети региональных агентств поддержки малого предпринимательства». Этим документом принята схема финансирова­ния работ по созданию сети региональных агентств за счет ассигнований из государствен­ного бюджета, выделяемых по каналам Феде­рального фонда поддержки малого предприни­мательства. Региональные агентства поддерж­ки малого и среднего бизнеса являются орга­низациями, специально создаваемыми для ока­зания физическим и юридическим лицам услуг по становлению малого и среднего предприни­мательства и обеспечению его результативного функционирования. Перечень таких услуг оп­ределяется степенью развития агентств и мо­жет включать практически все виды поддерж­ки малого и среднего бизнеса — от сугубо ин­формационного обслуживания и юридических консультаций до непосредственного участия в инвестициях. Агентства, как правило, не ста­вят своей основной целью получение прибыли, и поэтому их услуги, при достаточно высоком качестве, дешевле, чем предоставляемые другими организациями, а в ряде случаев и вовсе бесплатны, если агентства функционируют в контакте с органами власти и управления всех уровней и опираются на помощь этих органов.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту