Так, если руководство предприятия в целях социальной защиты имущественных и личных интересов работников своего предприятия заключит договоры страхования их имущества и страхования жизни с уплатой страховых взносов за счет средств предприятия, то по действующему налоговому законодательству суммы взносов должны быть включены в налогооблагаемую базу при исчислении налога каждому конкретному работнику.
Более того, если наступит страховой случай и застрахованному страховая компания выплатит возмещение по имущественному страхованию в покрытие ущерба или страховое обеспечение по личному, то выплаченные суммы включаются в совокупную налогооблагаемую базу получившего эти суммы.
Законодатель, устанавливая нормы по подоходному налогу с физических лиц, исключил такое нравственное понятие, как необходимость защиты имущественных и личных интересов предприятия его руководителем и посчитал суммы, выплачиваемые по договорам страхования в возмещение ущерба, доходом пострадавшего от страхового события. В результате в ряде случаев размер страхового возмещения уменьшается до 40%.
Проводимая государством налоговая политика и в отношении страховых компаний серьезно осложняет функционирование страхового рынка России. Налоговые нормы, установленные законодательством для страховых компаний необоснованно приравнены к банковской системе. В связи с этим финансовое становление страховых компаний происходит крайне медленно.
В настоящее время большинство крупных предприятий для покрытия страховых рисков предпочитают заключать договоры с иностранными страховыми компаниями. В результате десятки миллионов валютных средств в виде страховой премии уходят за рубеж.
В целях активизации национального страхового рынка, увеличения его емкости и финансовых возможностей российских страховых компаний было бы целесообразно пересмотреть отношений к страхованию, снизить размеры налогов на страховые операции. Это создает возможность расширить страховые операции и значительно увеличить объем инвестиций в экономику государства.
По данным опроса руководителей МП, в доступе к кредитным ресурсам они испытывают на себе как общую жесткость кредитно-денежной политики, так и проявление дискриминационной политики банков по отношению к МСБ. При этом среди трудностей в доступе к кредитам лидируют ценовые ограничения (очень высокие проценты отметили 47,6% руководителей МП), затем следует комплекс неценовых ограничений — нереальный залог и гарантии (21,9%), ограниченность сроков кредитования (14,3%), недоступность инвестиционных кредитов (10,5%), далее — субъективные оценки дискриминирующих условий (17,1%), при этом роль организационных факторов невелика.
Коммерческие банки не заинтересованы в кредитовании малых предприятий из-за отсутствия отработанных технологий по инвестированию их, необходимости рассмотрения большого количества инвестиционных проектов при высокой себестоимости операций по их проработке. Банки не хотят рисковать, поскольку уже имеют негативный опыт исчезновения кредитуемых фирм, невозврата кредитов, сокрытия залога, в том числе в сфере МСБ. Поэтому для обеспечения страховки и возможности контроля круг кредитуемых организаций ограничивается теми, которые держат расчетный счет в банке, являющемся предполагаемым кредитором. Банки избегают кредитовать вновь организованные фирмы, при этом обязательно требуют залог при гарантии от третьей стороны, которая может поручиться за МП своим имуществом. Уровень процента учитывает степень риска, который для МП достаточно высок; стандартные сроки, на которые предоставляется кредит колеблются от трех месяцев до полугода.
Отсюда вывод: российским банкам необходимо развивать финансовые услуги для МСБ, соответствующие тем, что существуютна Западе. Прежде всего это относится к необходимости детальной проработки и экспертизы каждого проекта, независимо от суммы кредитования, и к совершенствованию способностей банков оценивать ссуды, основываясь более на знании рынка и потенциальных ресурсов предприятий, чем на стоимости их основных фондов и размере залога.
Большого внимания заслуживают появившиеся и заметно развившиеся специфические негосударственные структуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Одной из первых таких структур стало созданное в 1992 г. Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса (далее Российское агентство). Его основная задача состоит в содействии развитию предпринимательской активности населения путем предоставления широкого комплекса консультационных, информационных и экспертных услуг для начинающих предпринимателей, малых и средних предприятий. Речь идет о консультациях по вопросам экономической, финансовой, налоговой политики и ведению бухгалтерского учета; о помощи в разработке учредительных документов, в регистрации предприятий и лицензировании их деятельности, выработке фирменного стиля; об обучении (на основе специальных программ, разработанных Российским агентством при участии британских специалистов) практическим деловым навыкам для успешного развития собственного дела (имеются в виду бизнес-планирование, маркетинг, реклама, этика предпринимательства и др.); об оказании информационно-справочного содействия по внешнеторговым операциям, таможенным вопросам и другим проблемам нормативно-правового характера.
Российское агентство постоянно стремится к расширению сферы своей деятельности. В последнее время это прежде всего касается вопросов поддержки инвестиционной активности предприятий МСБ. Для этого в структуре агентства выделен специальный инвестиционный отдел, задачи которого сейчас таковы: подготовка и проведение обучения и консультирования по вопросам составления бизнес-планов, по инвестиционному проектированию и финансовому менеджменту; разработка и проведение экспертизы инвестиционных проектов; поиск источников их финансирования. Оно является официальным агентом Федерального фонда поддержки малого предпринимательства по отбору предпринимательских проектов для предоставления кредитов. С участием агентства в рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996—1997 гг. разработана «Методика конкурсного отбора и экспертизы инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства».
Функции Российского агентства по началу были в большой степени ориентированы на потребности развития МСБ в московском регионе, теперь оно стало играть роль неформальной методической и координирующей организационной структуры и в общероссийском масштабе.
Реализуется эта роль в значительной степени через активное участие в создании сети соответствующих региональных агентств в субъектах РФ (в настоящее время действует уже 47 таких агентств). Эта деятельность Российского агентства была предопределена федеральными органами власти: в декабре 1994 г. Правительство РФ приняло специальное постановление № 1434 «О сети региональных агентств поддержки малого предпринимательства». Этим документом принята схема финансирования работ по созданию сети региональных агентств за счет ассигнований из государственного бюджета, выделяемых по каналам Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. Региональные агентства поддержки малого и среднего бизнеса являются организациями, специально создаваемыми для оказания физическим и юридическим лицам услуг по становлению малого и среднего предпринимательства и обеспечению его результативного функционирования. Перечень таких услуг определяется степенью развития агентств и может включать практически все виды поддержки малого и среднего бизнеса — от сугубо информационного обслуживания и юридических консультаций до непосредственного участия в инвестициях. Агентства, как правило, не ставят своей основной целью получение прибыли, и поэтому их услуги, при достаточно высоком качестве, дешевле, чем предоставляемые другими организациями, а в ряде случаев и вовсе бесплатны, если агентства функционируют в контакте с органами власти и управления всех уровней и опираются на помощь этих органов.