рефераты по менеджменту

Финансовый менеджмент в малом бизнесе

Страница
13

Упрощенная система налогообложения, уче­та и отчетности применяется наряду с общепри­нятой системой, установленной законодатель­ством Российской Федерации.

Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход на упрощен­ную систему или возврат к общепринятой систе­ме, предоставляется организациям в доброволь­ном порядке.

Переход на упрощенную систему налогооб­ложения, учета и отчетности осуществляется ма­лыми предприятиями при условии их соответ­ствия следующим критериям:

1. Среднесписочная численность ра­ботников (до 15 человек), включая работающих по договорам подряда и иным дого­ворам гражданско-правового ха­рактера, а также работников фи­лиалов и подразделений, не явля­ющихся самостоятельными юри­дическими лицами

2. Совокупный размер валовой вы­ручки в течение года (не выше 100.000-кратного размера МРОТ), предшест­вующему кварталу, в котором по­дано заявление на право применения упрощенной системы

Организации, не подлежащие переводу на упрощенную систему

Не подлежат переводу на упрощенную сис­тему налогообложения, учета и отчетности орга­низации, являющиеся субъектами малого пред­принимательства:,

- занятые производством подакцизной продук­ции;

- созданные на базе ликвидированных струк­турных подразделений действующих пред­приятий;

- кредитные организации;

- страховщики;

- инвестиционные фонды;

- профессиональные участники рынка ценных бумаг;

- предприятия-игорного и развлекательного бизнеса;

- другие организации, для которых Минфином

РФ установлен особый порядок ведения

учета.

При этом не разрешается переход на упро­щенную систему налогообложения и в том слу­чае, если вышеуказанные виды деятельности яв­ляются лишь одним из направлений деятельнос­ти организации и формируют даже небольшую долю доходов в общем объеме ее выручки.

На основе Федерального закона Российской Феде­рации от 29.12.95 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" право перехода на упрощенную систему предоставля­ется предприятию, если оно по всем преду­смотренным названным законом критериям соот­ветствует понятию "субъект малого предпринима­тельства".

Таким образом, предприятие может выбирать между упрощенной и традиционной системами на­логообложения. Выясним, по каким критериям следует делать выбор.

Применение упрощенной системы налогооб­ложения предусматривает замену уплаты совокуп­ности установленных законодательством налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предпри­ятия. Для перешедших на упрощенную систему предприятий сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспорт­ных средств, лицензионных сборов, отчислений во внебюджетные фонды.

В законе предусмотрены два варианта налого­обложения по упрощенной системе. Согласно пер­вому — объектом налогообложения является сово­купный доход, полученный за отчетный период (квартал); согласно второму — валовая выручка, по­лученная за отчетный период. Выбор объекта обло­жения осуществляется органом государственной власти субъекта РФ.

Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и следующими затратами:

стоимостью использованных в процессе производ­ства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, ком­плектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, затрат на те­кущий ремонт, аренду помещений, аренду транс­портных средств, расходов по уплате процентов за пользование банковскими кредитами (в пределах действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ плюс 3 %), оказанных услуг, а также суммами НДС, уплаченными поставщикам, налога на при­обретение автотранспортных средств, отчислений во внебюджетные фонды, государственных пошлин и лицензионных сборов.

Таким образом, совокупный доход — это раз­ность между выручкой от реализации товаров (работ, услуг) и затратами предприятия. Однако состав затрат предприятий, перешедших на упро­щенную систему, иной, чем предполагает традици­онная себестоимость. В него не включаются затра­ты на оплату труда, амортизационные отчисления, представительские, командировочные и другие расходы.

Максимальная ставка налога на совокупный доход составляет 30 %.

Валовая выручка как объект налогообложе­ния — это сумма выручки, полученной от реализа­ции товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов. Если объектом нало­гообложения является валовая выручка, то максимальная ставка налога — 10 %. Конкретные ставки налогов при любом из двух объектов обложения устанавливаются решением органа государствен­ной власти субъекта РФ. В отличие от налога на прибыль, ставки единого налога могут зависеть от вида деятельности предприятия.

Органы государственной власти субъектов РФ могут вместо установленных законом объектов на­логообложения и ставок определять для предприя­тий в зависимости от рода их деятельности расчет­ный порядок применения единого налога на основе показателей по типичным организациям-предста­вителям. Расчетный порядок имеет существенный ограничитель: при его применении суммы единого налога, подлежащие уплате, не могут быть выше определенных законом.

Исходя из изложенного попробуем определить, выгодно ли предприятию переходить на упрощенную систему налогообложения, и, если выгодно, то какой вариант упрощенной системы для него предпочтитель­нее. Хотя выбор варианта не является компетенцией предприятия, ему важно понять экономические по­следствия того или иного решения органов власти.

Критерий выгодности в данном случае один — чистая прибыль (или нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода.

Рассмотрим, насколько целесообразен для предприятия переход от традиционной к упрощен­ной системе налогообложения с совокупным дохо­дом в качестве объекта обложения.

Совокупный доход больше балансовой прибыли (соответствует стр. 140 ф. № 2 "Прибыль (убыток) отчетного периода") на следующие суммы: аморти­зация; транспортный налог (1 % от фонда отплаты труда); налог на пользователей автодорог; налог на нужды образовательных учреждений; налог на со­держание жилищного фонда (1,5 % к выручке от реализации продукции); налог на имущество.

Совокупный доход меньше балансовой прибыли на сумму НДС по приобретенным материалам, ко­торая включается в себестоимость продукции, так как предприятия, перешедшие на упрощенную си­стему, не платят НДС в бюджет.

Наконец, совокупный доход может быть больше или меньше балансовой прибыли на величину разни­цы между операционными доходами (стр. 090 ф. № 2) (за исключением выручки от реализации имущества) и операционными расходами (стр. 100 ф. № 2). При положительном сальдо совокупный доход меньше балансовой прибыли, при отрицате­льном — больше. Суммарное воздействие всех пе­речисленных факторов определяет разницу вели­чин балансовой прибыли и совокупного дохода. Следует учесть, что ставка налога на прибыль и максимальная ставка налога на совокупный доход почти не различаются. Следовательно, вопрос о вы­годности перехода на упрощенную систему в данном случае определяется главным образом величиной объекта обложения.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту