Графическое изображение спроса дает возможность увидеть направления его изменения, что широко применяется для прогнозирования спроса, определения типа товаров, по которым он изучается, рассчитать степень гибкости спроса по отношению к основным, влияющим на него факторам.
Таким образом, этот метод в значительной степени применяется как инструмент качественного анализа, позволяющий наглядно отобразить тенденцию изменения спроса под действием различных факторов.
Аналитический метод позволяет проанализировать сложившуюся тенденцию спроса на основные товары и спрогнозировать ситуацию на перспективу. Таким образом, он применяется в качестве инструмента предварительного и последующего анализа.
Следует различать изменение величины спроса и изменение спроса. Величина спроса выражается в конкретных количественных показателях продукции, на которую предъявлен спрос. Ее изменение возникает под действием цены. Графически это означает передвижение точки на кривой спроса без изменения положения самой кривой. Например, на графике показано, что при снижении цены с Р1 до Р2 величина или объем спроса увеличивается с Q1 до Q2 (рис. 1.2) [12, c.123-125].
Рис. 1.2 Изменение величины спроса и спроса
Воздействие на спрос, помимо цены, других факторов вызывает сдвиг линии спроса от DD до D1D1 таким образом, что при сохранении цены на уровне Р1 происходит увеличение спроса с величины Q1 до Q3, а при снижении цены до уровня Р2 спрос возрастает с Q2 до Q4. Смещается положение спроса, которое и называется изменением спроса.
Важнейшее свойство спроса заключается в обратной или отрицательной зависимости между ценой продукции и спросом на нее при неизменности всех прочих факторов. Эта зависимость называется законом спроса. Иначе говоря, при прочих равных условиях снижение цены приводит к увеличению величины спроса, и наоборот, рост цены ведет к снижению величины спроса на продукцию.
В основе закона спроса лежит, во-первых, психология покупателя, которая заключается в том, что большие объемы конкретного товара покупаются по более низкой цене, чем по высокой. Подтверждением этого является кривая спроса.
Во-вторых, потребление подчиняется принципу убывающей предельной полезности, в соответствии с которым последующие единицы конкретного товара приносят все меньше и меньше удовлетворения. Например, второй телевизор в доме менее “полезен”, чем первый, так как основные потребности удовлетворены, третий еще меньше и т.д. Поэтому покупатель приобретает дополнительные единицы при условии снижения их цены.
В-третьих, действие закона спроса связано с эффектом дохода, выражающимся в возможности для покупателя при постоянно доходе и прочих равных условиях приобрести больше данного товара. И напротив, более высокая цена приводит к снижению покупательского спроса.
С эффектом дохода связан эффект замещения. Он заключается в том, что высокие цены на товар побуждают покупателя заменять его приобретение покупкой более дешевых аналогичных по назначению товаров.
Причины, вызывающие действие закона спроса, особенно актуальны при производстве и предложении к реализации новой продукции. При высокой цене на нее, наличии у покупателя и на рынке аналогичной по назначению продукции, а также снижении реальных доходов как населения, так и производственных предприятий, потребителей продукции производственно-технического назначения, спрос на новую продукцию может не возникнуть или опуститься ниже критической величины, покрывающей затраты на ее производство, которые на начальном этапе производства обычно достаточно высоки по сравнению с затратами на производство традиционной продукции.
Для управления спросом предприятию, производителю новой продукции, необходимо знать факторы, воздействующие на величину и характер спроса и называемые детерминантами спроса. Заметим, что детерминанты, влияющие на спрос на нововведения, значительно отличаются от факторов спроса на традиционно предлагаемую потребителям продукцию.
Все факторы спроса на новую продукцию можно разделить на внутренние, относящиеся к деятельности объекта анализа, и внешние, связанные, в основном, с особенностями функционирования внешней среды (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Влияние факторов на изменение спроса на новую продукцию
№ п/п | Детерминанты спроса | Вес фактора | Тенденция изменения спроса |
I | Внутренние | ||
1 |
Соответствие отраслевым стандартам | 3 | прямая |
2 |
Соответствие тенденциям моды | 8 | прямая |
3 |
Высокое качество новой продукции | 10 | прямая |
4 |
Обеспечение гарантийного и сервисного обслуживания новой продукции | 9 | прямая |
5 |
Величина расходов на научные исследования | 5 | прямая |
6 |
Технический уровень предприятия-изготовителя новой продукции | 4 | прямая |
7 |
Скорость освоения | 6 | прямая |
8 |
Транснациональный уровень отрасли | 4 | прямая |
9 |
Цена | 10 | обратная |
10 |
Авторитет покупателя | 5 | прямая |
11 |
Сегмент рынка | 5 | специфическая |
12 |
Коммуникация | 2 | прямая |
13 |
Затраты на рекламу | 4 | прямая |
14 |
Уровень профессиональной подготовки кадров | 3 | прямая |
II | Внешние | ||
1 |
Состояние экономики | 10 | прямая |
2 |
Политическая обстановка | 10 | специфическая |
3 |
Правовая база | 5 | прямая |
4 |
Экологическая обстановка | 5 | обратная |
5 |
Технический прогресс | 5 | прямая |
6 |
Соотношение на рынке старой и новой продукции | 5 | специфическая |
7 |
Повышение эффективности работы потребителя | 4 | прямая |
8 |
Действенность рекламы | 5 | прямая |
9 |
Доходы потребителей | 9 | прямая |
10 |
Наличие заменителей | 7 | обратная |
11 |
Неопределенность | 3 | обратная |