Для характеристики ценовой эластичности спроса можно использовать и графический метод. Тогда абсолютно неэластичный спрос будет выглядеть в виде прямой, параллельной оси ординат (рис. 1.3.А), абсолютно эластичный - в виде прямой, параллельной оси абсцисс (рис.1.3 Б). В общем случае чем больше угол наклона кривой спроса, тем эластичнее спрос (рис.1.3 Д2).
|
|
|
Рис. 1.3. Кривые, характеризующие эластичность спроса
а) абсолютно неэластичный спрос;
б) абсолютно эластичный спрос;
в) Д1 – относительно неэластичный спрос; Д2 – относительно эластичный спрос
При анализе спроса на нововведения интересно изучение влияния на него доходов потребителей. В зависимости от назначения продукции - производственно-технического или бытового, будет различаться информационная база анализа. В первом случае могут быть использованы данные официальной отчетности предприятий, во втором - публикуемые и предоставляемые по запросам данные Госкомстата [13, c.302-304].
Представляет интерес структурный анализ спроса, проводимый с помощью специальных таблиц, строящихся по каждому факторному признаку - направлению анализа: например, стадиям ЖЗУ новой продукции (причем, они заканчиваются переходом к стадии зрелости) – табл. 1.6, распределению по потребителям новой продукции – табл. 1.7, по планируемым каналам ее реализации - табл. 1.8.
Таблица 1.6
Выпуск важнейших видов новой продукции по стадиям ее цикла
Виды продукции | Этапы жизненного цикла продукции | |||||||
Освоение производства | Производство | |||||||
тыс. руб. | в % к итогу гр.2 | Выведение на рынок | Утверждение на рынке | Зрелость | ||||
тыс. руб. | в % к итогу гр.4 | тыс. руб. | в % к итогу гр. 6 | тыс. руб. | в % к итогу гр. 8 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
А | ||||||||
Б | ||||||||
В | ||||||||
Итого на этапе |
Таблица 1.7
Распределение важнейших видов новой продукции по потребителям
№ п/п | Потребители новой продукции | Важнейшие виды новой продукции | Итого по потребителю | ||||||||||
А | Б | В | Г | . | тыс. руб. | в % к итогу гр.13 | |||||||
тыс. руб. | в % к итогу гр. 3 | тыс. руб. | в % к итогу гр. 5 | тыс. руб. | в % к итогу гр. 7 | тыс. руб. | в % к итогу гр. 9 | тыс. руб. | в % к итогу гр. 11 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Предприятие | |||||||||||||
База | |||||||||||||
Магазин | |||||||||||||
Итого продукции: |