Можно обозначить основные параметры, определяющие конкурентоспособность товара (рис. 1.1) [6, 106 c.].
Рис. 1.1 Параметры, определяющие конкурентоспособность товара
Технические параметры являются наиболее жесткими – по ним судят о назначении товара, его принадлежности к определенному классу (виду), они включают:
Конкурентные преимущества неразрывно связаны с конкуренцией. Они возникают там и тогда, где возникает и развивается конкуренция. Чем более всеобъемлющий характер приобретает конкуренция на российском рынке, тем более значимой для коммерческого успеха являются конкурентные преимущества.
Обобщая различные точки зрения на проблему определения понятия «конкурентные преимущества» можно выделить три уровня иерархии:
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Конкурентные преимущества предприятия это реальные или потенциальные компетенции и способности, характеристики его производственной, финансовой, маркетинговой и иной деятельности, позволяющие предприятию. В условиях конкурентной борьбы реализовать свои экономические интересы с большей степенью эффективности, чем его конкуренты.
После определения сущности конкурентного преимущества предприятия необходимо его классифицировать, так как распределение конкурентного преимущества по видам является важнейшей предпосылкой для его детального анализа с целью выявления источников формирования, определения его качественной и количественной характеристик и предложения механизма по формированию и удержанию конкурентных преимуществ.
Существуют несколько критериев классификации конкурентных преимуществ. Так, по возможности имитации конкурентные преимущества подразделяют на [16, 209 c.]:
Большинство организаций для осуществления предпринимательской деятельности выбирают товары (работы, услуги), производство (оказание) которых требует минимальной кооперации и поставок со стороны или где достижима широкая заменяемость исходного сырья и материалов. Данная стратегия не может рассматриваться как универсальная, и тем более она мало пригодна для тех организаций, которые готовят бизнес-план в связи с освоением продукции, предназначенной для конкуренции на мировых рынках. Более глубоким подходом является обеспечение себе устойчивой конкурентоспособности.
Специализацией является способность удовлетворять существующие потребности покупателей и получать за это премиальную цену, т.е. цену в среднем более высокую, чем у конкурентов. Иными словами, для обеспечения данного конкурентных преимуществ необходимым является научится искусству выделяться в совокупности конкурентов, предлагая потребителям товар, существенно отличающийся либо высоким уровнем качества при стандартном наборе параметров, определяющих это качество, либо нестандартным набором свойств, реально интересующих потребителя.
прежде всего, высокого качества потребителей. Подразумевая такое определение видов конкурентных преимуществ, выбирается наиболее приемлемая стратегия обеспечения и поддержания конкурентоспособности организации.
Существующие типы стратегий обеспечения конкурентоспособности приведены на рис. 1.2 [37, 219 c.]:
Рис. 1.2 Стратегии обеспечения конкурентоспособности
Действительно не обязательным является придерживаться только одной выбранной стратегии обеспечения конкурентоспособности. Освоив выпуск одного-двух изделий, являющихся доступными широкому кругу небогатых покупателей, можно начать подготовку к реализации другой стратегии. Путь увеличения ассортимента при сохранении все столь же низких цен, оправдывающих не особенно высокий уровень качества, приведет к стратегии ориентации на издержки, которая позволит резко повысить и объемы реализации, и суммы получаемой прибыли при довольно умеренной рентабельности. При этом если не увеличивать ассортимент, а все доходы направить на повышение качества представляемых товаров (работ, услуг), данный путь приведет к стратегии выборочной специализации, что может обеспечить достаточно высокий уровень рентабельности вложенного капитала.
Концептуально управление конкурентными преимуществами предприятия отражает более эффективный, относительно конкурентов, уровень управления, обеспечивающий формирование и усиление предприятием конкурентных преимуществ, состоящий в следующем:
- в выпуске конкурентоспособной продукции [32, 97 c.].
Создание действующей системы формирования и управления конкурентными преимуществами организации должно основываться на определенных принципах, к основным из которых относятся принципы научной обоснованности, эффективности, непрерывности, гибкости и адаптивности. Эффективность функционирования механизма заключается в достижении наилучшего результата при минимальных затратах. Непрерывность функционирования механизма определяется необходимостью его постоянного совершенствования под воздействием негативных факторов внешней среды. Гибкость и адаптивность механизма обуславливается учетом всех возможных внешних и внутренних факторов его становления, среди которых формирование производственных связей и отношений, разработка и выбор методов управления, позволяющих эффективно реализовывать как стратегические цели предприятия, так и обеспечивать интересы и потребности трудового коллектива.
Для формирования и удержания конкурентных преимуществ, а также упрочнения конкурентных позиций на рынке любой фирме необходимо располагать соответствующей стратегией. Идею конкурентной стратегии можно выразить в двух словах: «быть непохожим». В научном мире не существует единого определения стратегии, хотя история данного понятия гораздо длиннее, чем понятие «стратегический менеджмент».
Стратегию организации можно определить как сложный комплексный инструмент регулирования, классифицирующийся с учетом ряда принципов, в частности [27, 73 c.]:
Изучение стратегий, реализуемых рядом зарубежных и российских предприятий, дает возможность классифицировать эти стратегии с точки зрения поведения организации на рынке: стратегии активного развития и экспансии и стратегии адаптационной стабилизации или выживания.
Стратегия развития и экспансии позволяет достигать следующие основные цели: увеличение оборота, повышение доли рынка, расширение активов компании, развитие положительной динамики. Стратегии развития предопределены риски, основными из которых являются:
Выбор метода формирования конкурентной стратегии должен отражать поставленные цели и одновременно обеспечивать высокое качество принятия решений. Для этого необходимо опираться на три основных критерия выбора [44, 163 c.]:
В связи с тем, что основным условием реализации конкурентной стратегии предприятия является обеспечение и поддержание конкурентных преимуществ, необходимо выбрать такой вариант (среди нескольких возможных) формирования конкурентных преимуществ, который позволил бы завоевать предпочтения потребителей (покупателей) и обеспечить приемлемый финансовый результат. Разработка аффективной конкурентной стратегии начинается с глубоко осмысленного поиска преимуществ и недостатков своего бизнеса, а также слабых мест своей текущей позиции, позволяющей конкурентам либо копировать, продукции фирмы, либо резким рывком ее обогнать.