Введение
В условиях международной интеграции производственной деятельности основным критерием эффективности и востребованности выпускаемой продукции (работ, услуг) служит конкурентоспособность. На сегодняшний день борьба за покупателя-клиента идет не на уровне качества или цены товара, а на уровне возможностей фирм-производителей предложить реализованное в товаре повое потребительское свойство.
Концепция достижения и развития конкурентоспособности исходит из необходимости ускоренного удовлетворения запросов рынка, насыщения его продукцией первоочередного или повышенного потребительского спроса, создания условий для выхода предприятия на внешний мировой рынок и выживаемости в условиях жесткой конкурентной борьбы.
Перспективное развитие национальной экономики и повышение ее конкурентоспособности связаны, в первую очередь, с увеличением конкурентоспособности отдельных хозяйствующих субъектов. Успех решения задач по определению и развитию конкурентных преимуществ, увеличению конкурентоспособности промышленных предприятий в наибольшей степени зависят от уровня проработанности методических подходов по определению и эффективному функционированию системы конкурентных преимуществ предприятия. Именно этим обусловлена актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ стратегических факторов конкурентных преимуществ предприятия как в теоретическом аспекте, так и на примере ЗАО «Тюменский машиностроительный завод» и разработка мероприятий по дальнейшему развитию конкурентных преимуществ исследуемой организации
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- изучены теоретические основы конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятия;
- выявлены факторы, влияющие на достижение предприятием конкурентных преимуществ;
- исследованы методические подходы к формированию и реализации конкурентных преимуществ предприятия на основе выявления особенностей и направлений влияния факторов внешней и внутренней среды;
- проанализированы механизмы формирования и управления конкурентными преимуществами предприятия в ЗАО «Тюменский машиностроительный завод»;
- предложены мероприятия по дальнейшему развитию конкурентных преимуществ исследуемого хозяйствующего субъекта.
Предметом исследования, проведенного в данной работе, является изучение стратегических факторов конкурентного преимущества предприятия.
Объектом исследования является совокупность конкурентных преимуществ ЗАО «Тюменский машиностроительный завод».
Рассматриваемые проблемы выбора конкурентных стратегий, формирования конкурентных преимуществ исследованы зарубежными учеными, такими как Лакер Д., Ансофф И., Ассэль Г., Боумен К., Вирсема Ф., Дэй Д., Левит Т., Мескон М., Минцберг Г., Портер М., Прахалад К., Треси М и др. Среди отечественных ученых, рассматривавших конкурентные преимущества предприятий, можно отметить Г. Л. Азоева, А. П. Челенкова, А. М.Кроткова, В.В. Долгих и др.
Поставленные в работе задачи определили следующую структуру выпускной квалификационной работы: введение, 3 главы, заключение и список использованной литературы. Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель и задачи исследования, обозначены объект и предмет исследования. Первая глава работы посвящена теоретическому аспекту конкурентных преимуществ предприятия. Во второй главе проанализированы механизмы формирования и управления конкурентными преимуществами предприятия в ЗАО «Тюменский машиностроительный завод». В третьей главе работы предложены мероприятия по дальнейшему развитию конкурентных преимуществ анализируемого хозяйствующего субъекта. В заключении подводятся общие итоги выпускной квалификационной работы.
Глава 1. Основы формирования конкурентных преимуществ предприятия
Конкуренцию в общем понятии можно определить как цивилизованную и легализованную форму борьбы участников рыночных отношений за наилучшие условия производственной и сбытовой деятельности с целью получения прибыли.
Понятие конкурентоспособности предприятия очень разностороннее и
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
предприятия.
Конкурентоспособностью предприятия является возможность организации осуществлять в условиях жесткой конкуренции хозяйственную деятельность с прибылью. Так же конкурентоспособность организации предполагает его способность осуществлять с контрагентами (потребителями, поставщиками и конкурентами) эффективный экономический контакт.
Взаимодействие с потребителями продукции (работ, услуг) предприятия осуществляется через куплю – продажу продукции (работ, услуг), взаимодействие с партнерами – через торговлю услугами, с поставщиками – через куплю – продажу ресурсов, необходимых для производства, взаимодействие с конкурентами осуществляется через систему текущих и перспективных организационных мер, реализующих активность фирмы в конкурентной среде. Конкурентоспособность предприятия реализуется в каждый момент, в каждом эпизоде деятельности предприятия.
Конкурентоспособность организации можно охарактеризовать как его возможное (потенциальное) качество, включающее[18, 205 c.]:
в существующей деятельности перечисленных качеств на продолжительном временном интервале создаёт предприятию реальные конкурентные преимущества в виде роста его рыночной стоимости, укрепления торговых марок, повышения дополнительной устойчивости по отношению к отрицательным воздействиям внешней среды, включая атаки организаций-конкурентов.
Совокупность перечисленных факторов расширяет возможности организации и снижает его удельные затраты на финансовом, сырьевом других рынках, что сказывается на цене продукции (работ, услуг) и приносимой ею прибыли. Таким образом, отношение
снижению удельных расходов на выпуск продукции, а все вместе пункты 1 – 4 обеспечивают текущую экономическую эффективность организации и характеризуют адаптивность его поведения, способность приспосабливаться к существующим требованиям внешней среды.
Пункты 1, 5, 6 позволяют определять и реализовывать технологические, товарные и маркетинговые стратегии, создающие основу
приспособления организации к ним. Пункт 7 является обязательным условием, чтобы создавать, удерживать и осуществлять потенциальные преимущества пунктов 1 – 6 на продолжительных временных интервалах, превращая конкурентоспособность организации в существующий момент, на данном отраслевом рынке и с данным товаром в долговременную, стратегическую устойчивость компании. Следует отметить связь между пунктами 1 – 4 и 5 – 6 – хотя последние и не являются следствием пунктов 1 – 4, но без успешной реализации 1 – 4 они не появиться, ни удержаться не могут. Естественной причиной этого является то, что, чтобы создать преимущество над конкурентами в будущем, инвестировать в стратегические планы необходимо уже в настоящем, а для этого организация должна располагать инвестиционными возможностями.