Таблица 2.8
Анализ сильных и слабых сторон
ЗАО «Тюменский машиностроительный завод»
В заключении обозначим основные параметры конкурентных преимуществ ЗАО «Тюменский машиностроительный завод» в следующей таблице 2.9:
Таблица 2.9
Оценка конкурентных преимуществ ЗАО «Тюменский машиностроительный завод»
На основании данных таблицы можно сделать вывод: ЗАО «Тюменский машиностроительный завод» присущ механистический тип организационной системы, так как ключевые концептуальные положения этого типа организационной системы таковы:
Главные понятия механистического типа структуры управления – рациональность, ответственность и иерархичность. Механистические структуры управления показали свою эффективность, особенно в организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель. Эти структуры позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при решении сложных проектов. Однако им присущи недостатки, особенно заметные в контексте современных условий и задач экономического развития.
Для определения уровня конкурентных преимуществ и степени их использования на предприятии необходимо применять современные методы и методики их определения. Следует отметить, что методы – это подходы к определению сущности конкурентных преимуществ, а методики в основном носят количественное определение конкурентных преимуществ.
С позиций системного подхода при интегральной оценке конкурентных преимуществ объектов как систем следует отдельно оценивать факторы внешнего окружения и внутренней системы, т.е. внешние и внутренние факторы.
С позиций комплексного подхода при оценке конкурентных преимуществ предприятия следует учитывает технические (состояние материально-технической базы предприятия ), правовые (стабильность демократических преобразований, системность и обоснованность законодательных актов по различным направлениям права), рыночные (потенциал рынка, сила конкуренции, открытость, маркетинг), научные (глубина анализа экономических законов и закономерностей, законов организации, ширина и глубина применения научных подходов, современных методов), экономические (рентабельность, устойчивость, финансовые инструменты, обеспеченность ресурсами и т.д.), организационные (организация производства, труда, менеджмента, логистика, организация рыночной инфраструктуры), психологические и другие аспекты обеспечения конкурентоспособности, а также их взаимовлияния.
Оценка конкурентоспособности осуществляется по конечным итоговым результатам реакции конкретного рынка (потребителя) на конкретный товар или услугу, а оценка конкурентных преимуществ осуществляется на ранних стадиях инвестирования, до начала бизнеса, при технико-экономическом обосновании инновационных и инвестиционных проектов.
На стадии проектирования (инновационного, инвестиционного, стратегического планирования и т. д.) интегральную оценку конкурентных преимуществ, например, товара или услуги можно осуществлять по формуле:
Интегральный показатель конкурентных преимуществ товара или услуги характеризует его потенциальную конкурентоспособность.
Конкурентные преимущества организации проявляются в потенциале организации, сохраняются и приумножаются путем повышения качества управления, реализуются в новшествах и инновациях.
Потенциал организации – это суммарная стоимость ее основного, оборотного и человеческого капитала, ноу-хау, информационных технологий, брендов и других конкурентных преимуществ организации в сферах науки, техники, технологии и управления, обеспечивающих ей конкурентоспособность. Методика комплексной оценки потенциала организации отсутствует. В экономической литературе существует методики оценки отдельных компонентов потенциала.
Качество системы управления организацией – комплексный показатель, определяющий возможность достижения и наращивания конкурентных преимуществ организации. В свою очередь качество системы управления определяется следующими факторами:
Весомость факторов качества системы управления организацией предлагается следующая:
Данная методика оценки и качества управления организацией отвечает требованиям системности и комплексности. Исходные данные для анализа уровня качества системы управления конкурентными преимуществами в ЗАО «Тюменский машиностроительный завод» представлены в следующей таблице 2.10:
Таблица 2.10
Исходные данные для расчета уровня качества системы управления конкурентными преимуществами в ЗАО «Тюменский машиностроительный завод»
Необходимо учитывать, что оценить количественными методами конкурентные преимущества производственных предприятий очень сложно и можно оценить качественно, используя экспертные методы, а также необходимо сравнивать с конкурентными преимуществами предприятий-конкурентов (таблица 2.10).
Таблица 2.10
Оценка конкурентных преимуществ ЗАО «Тюменский машиностроительный завод» в сравнении с основными предприятиями-конкурентами
Фактор | Удельный вес | ЗАО «Тюменский машиностроительный завод» |
ООО «Машстрой» |
ООО «Энергия» |
ООО «Силовые машины» |
1. Качество производимой продукции (работ, услуг) | |||||
2. Ценовой фактор | |||||
3. Состояние материально-технической базы | |||||
4. Месторасположение | |||||
5. Известность предприятия (бренд) | |||||
6. Маркетинг (реклама) | |||||
7. автоматизация производства | |||||
8. Послепродажный сервис | |||||
Итого: |