Более сложно и трудоемко определить расходы на приемо-сдаточные испытания, в состав которых входят затраты, связанные с:
- оплатой труда персонала, участвующего на всех этапах приемо-сдаточных
испытаний (Ззпс);
- расходами на амортизационные отчисления от балансовой стоимости оборудования, применяемого для проведения полного объема приемо-сдаточных испытаний )Запс);
- расходом энергетических ресурсов для непосредственного обеспечения хода процесса приемо-сдаточных испытаний (Зэпс);
- расходами на основные материалы и полуфабрикаты, вспомогательные материалы, используемые для проведения приемо-сдаточных испытаний (Змпс);
- расходами на контрольный инструмент и специальные приспособления (Зипс);
- затратами на содержание оборудования и его текущий ремонт (Зспс);
- цеховыми расходами (Зцпс);
- общезаводскими расходами (Зозпс).
Суммарные расходы на приемо-сдаточные испытания -го готового изделия можно определить по формуле:
(3.8) Зпс=Ззпс+Запс+Зэпс+Змпс+Зипс+Зспс+Зцпс+Зозпс
Таблица 3.4
Затраты на контроль качества в процессе изготовления продукции (З122)
Шифр затрат |
Номенклатура направлений затрат |
Статьи калькуляции себестоимости |
1.2.2.1 |
Входной контроль |
03, 07, 09 |
1.2.2.2 |
Контроль в процессе производства |
03, 04, 06, 07, 08, 09 |
1.2.2.3 |
Контроль готовых изделий |
03, 04, 07, 08, 09 |
1.2.2.4 |
Повышение квалификации персонала |
09 |
Затраты на повышение квалификации персонала зависят от численности сотрудников, обучающихся на предприятии по специальным программам, длительности обучения, тарифам оплаты лекторского коллектива.
Потери от несоответствия продукции (З123) включают потери от неисправимых и исправимых дефектов, сортировки и повторной проверки продукции с исправленными дефектами, затраты на анализ причин несоответствия и их устранение, изоляцию несоответствующей продукции, идентификацию и прослеживаемость продукции.
Потери от сортировки дефектных единиц, затрат на исправление дефектов и повторную проверку продукции с исправленными дефектами определяются прямым счетом по данным бухгалтерской и оперативной отчетности.
Затраты на анализ причин несоответствия продукции и их устранение определяются прямым счетом по затратам труда соответствующих работников подразделений предприятия АО “Москвич”.
Затраты на изоляцию несоответствующей продукции включают затраты на создание изоляторов (специальных помещений) для изолированного хранения дефектных единиц продукции, деталей, сборочных единиц, сырья материалов и оплату труда обслуживающего изоляторы персонала.
Затраты на идентификацию и прослеживаемость продукции включают расходы на организацию и проведение работ, связанных с маркировкой, этикетированием, кодирование; учетом сырья, материалов, комплектующих, а также конструкторской и технологической документации, используемой при обеспечении качества, и определяются прямым счетом по фактически произведенным затратам. Поэлементная разбивка потерь от несоответствия продукции с указанием статей калькуляции себестоимости приведена в таблице 3.5.
Таблица 3.5
Потери от несоответствия продукции (З123)
Шифр затрат |
Номенклатура направлений затрат |
Статьи калькуляции себестоимости |
1.2.3.1 |
Затраты, связанные с неисправимыми дефектами |
10 |
1.2.3.2 |
Затраты по исправлению дефектов |
01, 02, 03, 04, 06, 07, 08, 09, 11, 12 |
1.2.3.3 |
Затраты по сортировке и повторной проверке продукции с исправленными дефектами |
04, 07, 09 |
1.2.3.4 |
Затраты по анализу причин несоответствия продукции |
04, 09 |
1.2.3.5 |
Затраты по устранению причин несоответствия продукции |
07, 09 |
1.2.3.6 |
Затраты по изоляции соответствующей продукции |
04, 09 |
1.2.3.7 |
Затраты, связанные с идентификацией и прослеживаемостью продукции |
06, 09 |
Завершая рассмотрение состава затрат на обеспечение качества продукции в процессе производства и методов их определения, следует еще раз подчеркнуть необходимость их детализации с учетом производства.
Послепроизводственные затраты, связанные с доказательством обеспечения качества З2, включают две основные группы затрат:
- Затраты изготовителя на обеспечение качества при эксплуатации продукции (З21);
- Затраты потребителя на поддержание заданного уровня качества за весь срок службы продукции (З22).
Затраты АО “Москвич” на обеспечение качества при эксплуатации продукции потребителем (З21) должны включать:
- затраты на устранение дефектов, обусловленных изготовителем
некачественной продукции;
- затраты на гарантийное обслуживание;
- затраты на устранение дефектов после срока гарантии;
- компенсацию упущенной выгоды потребителю в связи с несвоевременным устранением дефекта;
- затраты на организацию обслуживания потребителей.
Затраты на устранение дефектов, обусловленных изготовлением некачественной продукции, и затраты на гарантийное обслуживание включаются в фактическую себестоимость продукции.
Затраты на гарантийное обслуживание определяются по фактическим затратам на проведение всех видов ремонта, осуществляемых как работниками предприятия, так и работниками специализированных гарантийный или иных организаций, в период срок действия гарантии.
Затраты на устранение дефектов, которые возникли при эксплуатации после истечения срока гарантии, определяются по договоренности сторон на основе фактической стоимости. В отечественной практике возмещение изготовителем этих затрат, как правило, не производится, но предусмотрено законодательством большинства стран. С формированием рыночной экономики и выпуском конкурентоспособной продукции на АО “Москвич” эти затраты обязательно должны учитываться также, как и затраты на компенсацию упущенной выгоды потребителю в связи с несвоевременным устранением дефектов. При этом изготовитель должен наладить учет затрат по видам изделий и потребителям.