В 1998 году было прекращено производство автомобилей “Москвич” модель 2141 (21412), завод перешел на выпуск автомобилей серии “Святогор”. Наряду с этим увеличился выпуск автомобилей модели “Юрий Долгорукий”, “Князь Владимир” и пикапов, было изготовлено 15 электромобилей. Применение в автомобилях импортных комплектующих повышенной надежности: двигателей фирмы “Рено” (Франция), “Лукас” (Англия), амортизаторных стоек “Тимек” (Франция), сцеплений “Лук” и ШРУСов “ГКН” (Германия), фар “Хелла” (Словакия) и других – позволило улучшить потребительские качества автомобилей, повысить конкурентоспособность и спрос на продукцию завода.
Объем товарной продукции на АО “Москвич в 1999 году составил:
Таблица 1.2.2
Объем товарной продукции (в сопоставимых ценах) |
1999 г. в % к 1997 г. | ||
1999 г. |
1997 г. | ||
Товарная продукция в действующих оптовых ценах, в том числе: |
1543425 |
618740 |
в 2,5 р. |
Запчасти для РЭН |
10801 |
17482 |
61,8 |
Узлы на комплектацию и коопери- рованные поставки заготовок |
7203 |
2609 |
в 2,8 р. |
Станкостроение |
3514 |
1528 |
в 2,3 р. |
Инструмент – товарный выпуск |
4468 |
3652 |
122,3 |
Объем товарной продукции увеличился в 2,5 раза, что произошло, в основном, за счет роста производства автомобилей.
Производство потребительских товаров (в оптовых ценах):
Таблица 1.2.3
Ед. измерения |
Произведено товаров (в сопоставимых ценах) |
1999 г. в % к 1997 г. | ||
1999 г. |
1997 г. | |||
Потребительские товары |
Тыс. руб. |
1525060 |
609531 |
в 2,5 р. |
Объем производства потребительских товаров возрос по сравнению с предыдущим годом за счет роста выпуска автомобилей.
Уровень специализации АО “Москвич” в 1998 году составил 98,1%.
Профилю автомобильного предприятия не соответствует следующая продукция: станкостроение, инструмент, переработка металлоотходов, оказание услуг промышленного характера; удельный вес непрофильной продукции в 1998 году составил 1,9%.
Производственная мощность АО “Москвич” на начало 1998 года составляла:
по выпуску автомобилей – 160,0 тыс. штук в год;
по выпуску запчастей – 239657 тыс. руб. в год (в ценах 1998 года).
Изменения производственных мощностей в течение года не было.
По расчетам мощностей в 1998 году “узких мест” в производстве не имелось.
Таблица 1.2.4
Единица измерения |
Мощ- ность на 1.01.98 |
Ввод мощн. в 1998 |
Вывод мощн. в 1998 г. |
Мощн. на 1.01.99 |
Среднегодов. мощн |
Коэф-т использ. мощ-ти | |
Автомобиль “Москвич” |
Тыс. шт. |
160,0 |
- |
- |
160,0 |
160,0 |
0,25 |
Запчасти к автомобилю |
Тыс. руб. |
239657 |
- |
- |
239657 |
239657 |
0,045 |
Мощности по легковым автомобилям в 1998 году использовались на 25,0%, по выпуску запасных частей – на 4,5%.
Таким образом, работа, производимая по решению вопросов качества выпускаемых автомобилей основывалась на положениях, одобренных Наблюдательным Советом АО “Москвич”. Основные из них:
1. наиболее полное удовлетворение требований потребителя по качеству изготовления автомобилей;
2. постоянное улучшение потребительских качеств автомобиля;
3. достижение оптимальной стоимости продукции, удовлетворяющей потребителя, при снижении затрат завода на удовлетворение претензий в эксплуатации.
4. Улучшение потребительских качеств автомобилей выразились:
5. в прекращении выпуска автомобилей моделей 2141 и переходе на выпуск автомобилей моделей 21414 “Святогор”;
6. в увеличении объемов выпуска автомобилей “Князь Владимир”;
7. в освоении выпуска новой модели – седана “Иван Калита”;
8. в оснащении всех выпускаемых автомобилей узлами повышенной надежности.
В 1998 году в производство был внедрен ряд мероприятий, направленных на повышение качества автомобилей, среди них следует указать на такие:
§ уменьшение радиального биения диска колеса;
§ дополнительная финишная обработка зубьев шестерен КП, позволившая снизить уровень шума на три децибела;
§ ликвидация течи масла через крышку управления КП;
§ внедрена обязательная дотяжка основных резьбовых соединений на сборочных конвейерах динамометрическими ключами;
§ внедрен ряд мероприятий по обработке технологии приклейки стекол автомобилей нового поколения (“Святогор”, “Князь Владимир”, “Калита”).
С целью повышения персональной ответственности конкретного исполнителя за качество выполнения производственных операций в цехах постоянной производились обучение и аттестация рабочих на право выполнения набора работ на каждом конкретном рабочем месте. В цехах завода результаты работ по качеству систематически отражались на “Экранах качества”. На оперативных совещаниях в Генеральной дирекции и на производствах производили разбор упущений в работе по качеству и принимались конкретные решения по их устранению.