3) в условиях переходного периода необходимы меры государственного воздействия, способные усилить мотивацию предприятий к повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, к разработке и внедрению систем качества на основе использования стандартов ИСО.
Сопоставление положений МС ИСО серии 9000 с методическими материалами по разработке и внедрению комплексных систем управления качеством продукции на отечественных предприятиях позволяет сделать вывод о том, что КС УКП и система качества, регламентированная стандартами ИСО, базируются на одной общей методологии, а именно – на комплексном управлении качество продукции. В стандартах ИСО закреплены многие элементы и решения, установленные в методических материалах по КС УКП.
Организационная структура системы качества – это взаиморасположение основных частей системы, которое отражает картину формальных взаимодействий по вертикали и горизонтали подразделений и должностных лиц предприятия внутри системы качества.
Одним из назначений организационной структуры является обеспечение устойчивости, регулярности и предсказуемости деятельности в системе качества. Организационная структура не только воспроизводит характер формальных коммуникаций в системе, но и служит также средством их формирования и совершенствования.
В свое время специалисты Госстандарта СССР разработали методологию, согласно которой основным структурообразующим элементом КС УКП являлась специальная функция управления качеством продукции. Анализ показывает, что функциональный подход может быть успешно использован и при совершенствовании системы УКП на основе стандартов ИСО. Хотя в стандартах ИСО понятие о специальной функции системы качества открыто не используется, тем не менее, функциональный подход к построению системы качества не противоречит их положениям. Этот подход присутствует в работах ведущих западных специалистов по качеству, идеи и практика которых легли в основу концепции стандартов ИСО.
Представляется целесообразным при совершенствовании структуры системы УКП на базе стандартов ИСО основными элементами этой системы считать специальные функции системы качества.
Специальная функция системы качества – это обособленный по своему характеру вид деятельности, регулярно осуществляемый в рамках системы качества. Каждая такая функция представляет собой сугубо специфическую деятельность, необходимую для обеспечения заданного поведения (функционирования) системы качества. Функция отвечает на вопрос: что делается или, что должно делаться в системе качества?
Изучение разработок отечественных экономистов по данной проблеме позволили установить, что для решения задач, предусмотренных стандартами ИСО (применительно к наиболее сложной продукции), система качества должна обеспечивать реализацию 35 специальных функций. В таблице 2.1 указан методический прием, послуживший основой определения состава специальных функций. Данный прием предусматривает выявление основных видов деятельности по базовым элементам системы качества и на этапах петли качества, а также учет функций КС УКП.
Таблица 2.1
Состав специальных функций системы качества
Базовые элементы системы качества (по стандарту ИСО 9004) |
Элементы петли качества (по стандарту ИСО 9004) |
Функции системы качества |
Функции КС УКП |
Политика в области качества Организация системы качества Правовое обеспечение системы качества Принципы системы качества Документация данных о качестве Регистрация данных о качестве Проверка системы качества Экономика качества Персонал Использование статистических методов Качество в рамках маркетинга Качество при проектировании и разработке технических условий Безопасность продукции и юридическая ответственность Качество материально-технического снабжения Качество в процессе производства Управление производством Действия по управлению контрольно-измерительным и испытательным оборудованием Несоответствие Меры корректирующего воздействия Проверка продукции Погрузочно-разгрузочные работы и послепроизводствен ные операции |
Маркетинг: поиск и изучение рынков Проектирование и (или) разработка технических требований, разработка продукции Материально-техническое снабжение Подготовка и разработка производственных процессов Производство Производство Контроль, проведение испытаний и обследование Упаковка и Хранение Реализация и Распределение продукции Монтаж и Эксплуатация Техническая помощь в обслуживании Утилизация После использования |
Разработка политики в области качества Разработка и совершенствование организационной структуры системы качества Правовое обеспечение качества Реализация принципов системы качества Разработка документации системы качества Регистрация документации и предоставление данных о качестве Внутренняя проверка системы качества Учет и оценка затрат на качество Специальная подготовка и обучение кадров Стимулирование качества Повышение активности членов трудового коллектива Организация использования статистических методов Изучение рынков сбыта Изучение требований к качеству и цене продукции Прогнозирование потребностей и качества Этикетирование и реклама продукции Планирование качества Нормирование требований к качеству Разработка и постановка новой продукции на производство Обеспечение безопасности продукции Материально-техническое снабжение Технологическая подготовка производства Обеспечение стабильности качества продукции при производстве Метрологическое обеспечение производства Выявление отклонений от установленных требований Устранение выявленных отклонений от установленных требований Контроль и испытания продукции Внешняя проверка качества Обеспечение качества упаковки и хранения продукции Обеспечение качества транспортировки продукции Обеспечение качества монтажа и наладки продукции Анализ качества продукции при эксплуатации Гарантийный ремонт продукции Сервисное обслуживание продукции Утилизация продукции после использования |
Правовое обеспечение качества продукции Информационное обеспечение КС УКП Специальная подготовка и обучение кадров Стимулирование повышения качества продукции Прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции Планирование повышения качества продукции Нормирование требований к качеству продукции Организация разработки и постановки новой продукции на производство Аттестация продукции Организация материально-технического обеспечения производства Организация технологической подготовки производства Обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции при ее изготовлении, транспортировании, сбыте и пот- реблении (экс плуатации) Организация метрологического обеспечения Контроль и испытания продукции Госнадзор за внедрением и соблюдением стандартов и ТУ |