рефераты по менеджменту

Совершенствование системы управления качеством

Страница
15

3) в условиях переходного периода необходимы меры государственного воздействия, способные усилить мотивацию предприятий к повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, к разработке и внедрению систем качества на основе использования стандартов ИСО.

Сопоставление положений МС ИСО серии 9000 с методическими материалами по разработке и внедрению комплексных систем управления качеством продукции на отечественных предприятиях позволяет сделать вывод о том, что КС УКП и система качества, регламентированная стандартами ИСО, базируются на одной общей методологии, а именно – на комплексном управлении качество продукции. В стандартах ИСО закреплены многие элементы и решения, установленные в методических материалах по КС УКП.

Организационная структура системы качества – это взаиморасположение основных частей системы, которое отражает картину формальных взаимодействий по вертикали и горизонтали подразделений и должностных лиц предприятия внутри системы качества.

Одним из назначений организационной структуры является обеспечение устойчивости, регулярности и предсказуемости деятельности в системе качества. Организационная структура не только воспроизводит характер формальных коммуникаций в системе, но и служит также средством их формирования и совершенствования.

В свое время специалисты Госстандарта СССР разработали методологию, согласно которой основным структурообразующим элементом КС УКП являлась специальная функция управления качеством продукции. Анализ показывает, что функциональный подход может быть успешно использован и при совершенствовании системы УКП на основе стандартов ИСО. Хотя в стандартах ИСО понятие о специальной функции системы качества открыто не используется, тем не менее, функциональный подход к построению системы качества не противоречит их положениям. Этот подход присутствует в работах ведущих западных специалистов по качеству, идеи и практика которых легли в основу концепции стандартов ИСО.

Представляется целесообразным при совершенствовании структуры системы УКП на базе стандартов ИСО основными элементами этой системы считать специальные функции системы качества.

Специальная функция системы качества – это обособленный по своему характеру вид деятельности, регулярно осуществляемый в рамках системы качества. Каждая такая функция представляет собой сугубо специфическую деятельность, необходимую для обеспечения заданного поведения (функционирования) системы качества. Функция отвечает на вопрос: что делается или, что должно делаться в системе качества?

Изучение разработок отечественных экономистов по данной проблеме позволили установить, что для решения задач, предусмотренных стандартами ИСО (применительно к наиболее сложной продукции), система качества должна обеспечивать реализацию 35 специальных функций. В таблице 2.1 указан методический прием, послуживший основой определения состава специальных функций. Данный прием предусматривает выявление основных видов деятельности по базовым элементам системы качества и на этапах петли качества, а также учет функций КС УКП.

Таблица 2.1

Состав специальных функций системы качества

Базовые элементы системы качества (по стандарту ИСО 9004)

Элементы петли качества (по стандарту ИСО 9004)

Функции системы качества

Функции КС УКП

Политика в области качества

Организация системы качества

Правовое обеспечение системы качества

Принципы системы качества

Документация данных о качестве

Регистрация данных о качестве

Проверка системы качества

Экономика качества

Персонал

Использование статистических методов

Качество в рамках маркетинга

Качество при проектировании и разработке технических условий

Безопасность продукции и юридическая ответственность

Качество материально-технического снабжения

Качество в процессе производства

Управление производством

Действия по управлению контрольно-измерительным и испытательным оборудованием

Несоответствие

Меры корректирующего воздействия

Проверка продукции

Погрузочно-разгрузочные работы и послепроизводствен

ные операции

Маркетинг: поиск и изучение рынков

Проектирование и (или) разработка технических требований, разработка продукции

Материально-техническое снабжение

Подготовка и разработка производственных процессов

Производство

Производство

Контроль, проведение испытаний и обследование

Упаковка и

Хранение

Реализация и

Распределение продукции

Монтаж и

Эксплуатация

Техническая помощь в обслуживании

Утилизация

После использования

Разработка политики в области качества

Разработка и совершенствование организационной структуры системы качества

Правовое обеспечение качества

Реализация принципов системы качества

Разработка документации системы качества

Регистрация документации и предоставление данных о качестве

Внутренняя проверка системы качества

Учет и оценка затрат на качество

Специальная подготовка и обучение кадров

Стимулирование качества

Повышение активности членов трудового коллектива

Организация использования статистических методов

Изучение рынков сбыта

Изучение требований к качеству и цене продукции

Прогнозирование потребностей и качества

Этикетирование и реклама продукции

Планирование качества

Нормирование требований к качеству

Разработка и постановка новой продукции на производство

Обеспечение безопасности продукции

Материально-техническое снабжение

Технологическая подготовка производства

Обеспечение стабильности качества продукции при производстве

Метрологическое обеспечение производства

Выявление отклонений от установленных требований

Устранение выявленных отклонений от установленных требований

Контроль и испытания продукции

Внешняя проверка качества

Обеспечение качества упаковки

и хранения продукции

Обеспечение качества транспортировки продукции

Обеспечение качества монтажа и наладки продукции

Анализ качества продукции при эксплуатации

Гарантийный ремонт продукции

Сервисное обслуживание продукции

Утилизация продукции после использования

Правовое обеспечение качества продукции

Информационное обеспечение КС УКП

Специальная подготовка и обучение кадров

Стимулирование повышения качества продукции

Прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции

Планирование повышения качества продукции

Нормирование требований к качеству продукции

Организация разработки и постановки новой продукции на производство

Аттестация продукции

Организация материально-технического обеспечения производства

Организация технологической подготовки производства

Обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции при ее изготовлении, транспортировании, сбыте и пот-

реблении (экс

плуатации)

Организация метрологического обеспечения

Контроль и испытания продукции

Госнадзор за внедрением и соблюдением стандартов и ТУ

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту