Введение
Характерной особенностью муниципальных организаций культуры является высокая концентрация основных ресурсов по производству услуг культуры и досуга на уровне муниципального района.
Муниципальные организации культуры традиционно представлены:
· библиотеками, объединенными в централизованные библиотечные системы;
· клубами различных типов (Дома и Дворцы культуры, сельские клубы, Центры культуры и досуга, национально-культурные Центры, Дома народного творчества, Дома ремесел, Дома фольклора, молодежные культурные Центры, передвижные Центры культуры и досуга);
· краеведческими и мемориальными музеями;
· детскими школами искусств, музыкальными, художественными и хореографическими школами;
· парками культуры и отдыха;
· кинотеатрами и киноконцертными залами;
· выставочными залами и галереями;
· муниципальными творческими коллективами.
Названные структуры различаются по: а) характеру выполняемых функций; б) организации творческого процесса; в) особенностям применяемого труда.
В силу географических особенностей нашей страны и слабой коммуникационной инфраструктуры для сельского населения, жителей малых городов, районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и большинства регионов Сибири муниципальные учреждения культуры являются единственными структурами, обеспечивающими конституционные права граждан на пользование учреждениями культуры и доступ к культурным благам.
Общественные и частные организации активно используют в своей деятельности творческие коллективы, кадровые, информационные и методические ресурсы муниципальных организаций культуры. Развитие некоммерческого сектора в сфере культуры на муниципальном уровне за счет общественных и частных организаций во многом сдерживается в силу следующих объективных причин: низкий уровень доходов населения, не позволяющий оплачивать услуги культуры по рыночной цене; ограниченный круг предложения общественных и частных организаций, позиционированный на состоятельного потребителя; неразвитость общественных институтов; географические и демографические особенности, требующие дифференциации объемов и типов услуг культуры и досуга.
Явное преимущество муниципальных учреждений культуры перед другими организаторами заключается в системной практике создания культурной среды, в сохранении и преумножении культурных традиций и местной идентичности, в создании условий для социальной интеграции местного сообщества.
Базовым элементом создания услуг муниципальных учреждений культуры являются самодеятельные объединения граждан по всем направлениям творческой и социокультурой деятельности.
Муниципальные организации культуры создают комплексные услуги по обеспечению культурного досуга в массовых, интерактивных и индивидуальных формах. Концерты, театральные спектакли, выставки художников и мастеров декоративно-прикладного творчества обеспечиваются на муниципальном уровне силами участников самодеятельных творческих коллективов и в силу этих особенностей имеют достаточно высокую экономическую эффективность.
Муниципальные организации культуры обеспечивают библиотечные услуги, создают и экспонируют местные музейные предметы и коллекции. Муниципальные учреждения культуры исполняют функции центров инициатив местного сообщества, патриотического воспитания граждан, сохранения и развития национальных культур.
Отличительной особенностью муниципальных организаций культуры является целенаправленная работа с социально незащищенными слоями населения, которая ведется на безвозмездной основе.
Цель данной работы состоит в поиске путей улучшения условий организации досуга и обеспечению жителей города и пригорода Новокузнецка на примере муниципального учреждения культуры «Дом творческих Союзов».
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть теоретические аспекты нормативно-правовой базы учреждений
культуры;
- проанализировать деятельность МУК «Дом творческих Союзов»;
- предложить рекомендации по совершенствованию досуга для жителей
города и пригорода Новокузнецка.
Актуальность темы в настоящее время связана с социокультурной ситуацией, которая характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.
Актуальной для нашего общества является и проблема совершенствования механизма управления свободным временем, досуговой деятельностью, стимулирования последней, формирования у личности осознанной потребности в творчестве, образовательной, культурной и социально - досуговой деятельности.
Казалось бы, сейчас возможности заполнения свободного времени неисчерпаемы. Все доступно человеку: самообразование, посещение кино и театра, занятия спортом, содержательное общение с друзьями, природой. Но это в теории, а на практике не все так просто. В силу этого на передний план выдвигается проблема совершенствования досуга.
Таким образом, задачей культурно-досуговых учреждений является максимальная реализация развивающих досуговых программ для населения, в основе которых лежит принцип простаты организации, массовости, включения незадействованных групп. Совершенствование организации культурных форм досуга обеспечит населению возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы людей.
Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.
Муниципальные органы культуры. Основные понятия, виды
культуры и досуга.
Для осуществления функций регулирования и поддержки культуры и искусства и организации сферы досуга в администрации муниципального образования может создаваться структурное подразделение по вопросам культуры с правами юридического лица. При нем могут создаваться совещательные органы: общественный совет по культуре, художественный совет, советы директоров, объединенные методические советы учреждений культуры, советы по кино, другие совещательные органы.
|
|
|