Возможно этот перечень не исчерпывает себя, но пожалуй это наиболее значимые рубежи, которые должны достигнуть многие учреждения культуры, ведь они призваны создавать условия для творческой самореализации личности всех групп населения, но при этом концентрировать внимание на индивидуальности каждого из них.
На основе изученного анализа, рассмотрев опыт деятельности, были предложены конкретные рекомендации, которые позволят улучшить деятельность МУК «Дом творческих Союзов» при поддержке Управления культуры и Администрации города Новокузнецка по обеспечению жителей услугами организации культуры и досуга:
Театр «СинТезис»: имея большой репертуар, а так же богатый опыт по организации и проведению выездных спектаклей, муниципальный театр «СинТезис» может осуществить проект «Театр малых форм – в каждую школу, детский сад, детский дом», благодаря которому профессиональное театральное искусство станет доступным для всех детских учреждений города, воспитанники и учащиеся которых в силу разных (в т.ч. и социальных причин) не могут посещать другие театры нашего города.
Новокузнецкие композиторы имея солидную творческую базу могут представить концертную программу «Новокузнецкие композиторы – Кузбассу» не только новокузнецкому зрителю, но и показать в других городах, поселках и селах Кемеровской области, а так же издать музыкальный диск программы. Заключительный концерт предлагаем провести в областном центре с участием композиторов городе Кемерово.
Союз художников: организовать экспонирование персональных выставок по программе «Новокузнецкие художники – городу». Издать буклеты (каталоги) о творчестве художников, вошедших в программу.
Союз писателей: выпустить в свет книги новокузнецких авторов. Проведение на базе Дома творческих Союзов презентаций, литературных и поэтических вечеров, посвященных новым книгам – новокузнецких авторов. Распространение книг писателей – новокузнечан через библиотеки, образовательные учреждения, книжные магазины и ярмарки Новокузнецка. Организация освещения реализации проекта в городских и областных СМИ.
По данным исследования проведенного методом опроса 15 жителей города Новокузнецка с помощью специально разработанной анкеты (Приложение 3).
Анализ результатов исследований показал, что менее трети опрошенных проводит досуг, посещая учреждения культуры. Исследование позволило выявить потенциальный спрос на культурный продукт – посещать культурные учреждения хотели бы 89%. Результаты анализа частоты посещения культурных учреждений показали, что большинство опрошенных посещает мероприятия культуры 1 раз в месяц (39,4%) и 1 раз в год (35,2%), значительно меньше – 1 раз в неделю (10,3%) и несколько раз в неделю (3%).
Анализ предпочтений к посещению того или иного вида культурных заведений дал возможность выявить разницу между потребностью в культурной продукции и фактическим спросом (рис. 7).
Как видно из рисунка 7, по всем видам мероприятий потребность превышает реальный спрос, только посещение дискотек имеет обратную связь. Выяснение причин такого несоответствия проводилось по двум группам факторов. Первая группа факторов включала причины, связанные с потребителями: 53, 1% респондентов указали на отсутствие времени, 46,8% - на финансовые трудности. Другие причины (нет компании, слабое здоровье, криминогенная обстановка) оказались малозначащими. Вторая группа причин связана с предложением культурных мероприятий. Почти половина анкетируемых (47,7%) указали на недостаток учреждений культуры в городе.
Рис. 7 Соотношение потребностей и спроса на культурные мероприятия
Как показал опрос, большинство опрошенных посещают культурные учреждения с друзьями (62%), с мужем (женой) и всей семьей – значительно меньше – 20 и 13% соответственно. Анализ мотивов посещения учреждений культуры показал, что познавательные цели преследуют лишь 21,2% населения (рис. 8), большинство хотят отдохнуть и интересно провести свой досуг.
Рис. 8 Результаты исследования мотивов посещения учреждений культуры
Анализ результатов исследования проводился в трех сегментных группах, сформированных по показателям: уровень доходов, возраст и пол.
Результаты подобных исследований могут стать основой для разработки социальной политики органов муниципального управления города Новокузнецка, направленной на поддержание и активизацию культурного досуга, в качестве информационной базы для формирования региональных программ развития платных услуг социально-культурной сферы, кроме того, полученные данные о потребительских предпочтениях могут быть использованы коммерческими организациями культуры.
Важно суметь организовать такую работу и такие досуговые программы, которые могли бы увлечь любого человека, поэтому необходимо:
Повысить качественный уровень досуговых мероприятий путем внедрения новых, нетрадиционных форм развлечения, просвещения и общения и широкого их выбора.
Создание комфортной культурно-досуговой среды, в которой бы уютно себя почувствовали различные слои населения.
· Создание банка идей и центра молодых инициатив. Учет в деятельности запросов, интересов и потребностей молодежного возраста.
· Создание и организация клубов по интересам, гостиных и любительских объединений.
· Участие в различных конкурсах, фестивалях и поддержка коллективов и участников художественной самодеятельности.
В общем и целом эти меры приведут к увеличению прибыли учреждения.
Заключение
В настоящее время объектом культурной деятельности являются преимущественно культуропроизводящие и культуросохраняющие учреждения и организации. Однако для поступательного прогрессивного развития необходимо чтобы объектом культурной деятельности стало все общество в целом.
В связи с этим, формирование и осуществление осмысленной культурной деятельности является одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособность и место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны – согласовывать культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей.
К полномочиям федерального уровня власти относится определение политики в области культуры и искусства, приоритетов реформирования отрасли, определение в федеральном бюджете необходимых финансовых средств для решения этих задач, контроль и финансирование деятельности федеральных учреждений культуры.
На уровне субъектов РФ должны реализовываться федеральные программы в области культуры и искусства, разрабатываться региональные целевые программы, а также необходимые для осуществления региональной политики нормативно-правовые и организационно-методические документы, предоставляться материально-финансовая, методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства.