Важнейшей характеристикой состояния персонала предприятия является его динамика. Движение персонала учреждения учитывается разными показателями, среди которых значительное место занимают:
коэффициент оборота по приему работников:
К об.пр = Чпр/ Чср х100 (1),
где Коб.пр - коэффициент оборота по приему работников,
Чпр – число принятых работников,
Чср – среднесписочная численность работников.
Кпр 2005 г = 27 /71 *100 = 38 %, Кпр 2006 г = 9 /71 *100 = 12,7 % ;
коэффициент оборота по выбытию работников:
Коб.выб. = Чув / Чср (2),
где Коб.выб. - коэффициент оборота по выбытию работников,
Чув - число уволившихся работников,
Чср - среднесписочная численность работников
К об. выб. 2005 г = 34 /71 *100 = 47,9 %, Коб.выб 2006 г = 6/71 *100 = 8,5 %
коэффициент текучести кадров:
Ктек=(Чув.пос.ж.+Чув.нар.дисц.)/Чср (3),
где Ктек - коэффициент текучести кадров,
Чув по с. ж. - количество уволившихся по собственному желанию,
Чув.нар.дисц - количество уволившихся за нарушение трудовой дисциплины,
Чср - среднесписочная численность работников.
Кт 2005 г = 34 /71 *100 = 47,9 %, Кт 2006 г = 6/71 *100 = 8,5 %
Показатели движения рабочей силы МУК ВЦ «Галерея» представлены в таблице 3.
Таблица 3
Анализ движения персонала
Показатели |
2005г |
2006г |
Изменение,(+,-) |
1.Среднесписочная численность работников, чел. |
71 |
71 |
0 |
2.Принято с начала года, чел. |
27 |
9 |
- 18 |
3. Выбыло за год, чел. |
34 |
6 |
-28 |
4. В т. ч. по собственному желанию |
34 |
6 |
- 28 |
5. Коэффициент приема, % |
38,0 |
12,7 |
- 25,3 |
6. Коэффициент увольнения, % |
47,9 |
8,5 |
- 39,4 |
7. Коэффициент текучести, % |
47,9 |
8,5 |
- 39,4 |
Как видно из таблицы 3, среднесписочная численность работников за 2005 и 2006 год не изменилась. В 2006 году по сравнению с 2005г коэффициент приема на 25,3 % меньше, так как в 2005 г принято 27 человек, а в 2006 - 9 человек. Коэффициент увольнения в 2006г меньше на 39,4 %, так как в 2005г выбыло 34 человека, а в 2006г – 6 человек. Коэффициенты текучести равны коэффициентам увольнения, так как все выбывшие работники уволились по собственному желанию. В 2005 году коэффициент текучести достаточно высок по причине низкой заработной платы, в 2006 году заработная плата была увеличена с 1 октября Постановлением Правительства РФ от 30.09.2006 № 590 «О повышении с 1 октября 2006 года размера тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Количество уволившихся человек уменьшилось в 2006 году и по причине смены администратора выставочного зала.
Смена кадров происходит в любой организации. Это нормальное явление для каждого живого коллектива, так как отсутствие движения – признак застоя. Принято считать, что естественная текучесть (3-5 % в год) способствует своевременному обновлению коллектива и не требует особых мер со стороны руководства и кадровой службы. Излишняя текучесть вызывает значительные экономические потери, а также создает организационные, кадровые, технологические, психологические трудности. Показатель текучести в 2005 году говорит об излишней текучести персонала.
АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
Хозяйственная деятельность бюджетных организаций может изучаться и анализироваться как в целом, так и в разрезе отдельных составляющих ее процессов. Организациям, финансируемым из бюджета, присущ целый ряд характерных особенностей, которые необходимо принимать во внимание при проведении анализа хозяйственной деятельности.
1.Бюджетные организации расходуют государственные средства по целевому назначению, что предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины.
2.Новая система исполнения бюджетов по расходам предусматривает финансирование расходов распорядителей средств со счетов Главного государственного казначейства Министерства финансов и территориальных органов государственного казначейства.
3.Финансирование большинства бюджетных организаций в отличие от хозрасчетных предприятий осуществляется путем распределения бюджетных ресурсов «сверху», а не в результате прямого зарабатывания» у потребителя. Финансовое положение бюджетных организаций, состояние их расчетов с дебиторами и кредиторами зависят не от количества и качества услуг, а от своевременности и полноты выделения средств из бюджета.
4. В ходе осуществления своей хозяйственной деятельности организации расходуют государственные средства согласно установленной смете расходов в соответствии с бюджетной классификацией. Это отрицательно сказывается на гибкости экономического управления, возможностях оперативного маневрирования в условиях быстро меняющихся условий хозяйствования.
5. Некоммерческий характер деятельности бюджетных учреждений и затратный принцип финансирования не предполагают формирование позитивного финансового результата.
Финансирование учреждений культуры осуществляется как за счет средств бюджета, так и за счет внебюджетных средств, которые создаются путем оказания платных услуг. В МУК ВЦ «Галерея» сфера платных услуг развивается по следующим направлениям: организация временных выставок; экскурсии по выставкам, чтение лекций, проведение мастер-классов, концертов, праздников, художественных акций; обучение декоративно-прикладному творчеству и народным ремеслам для всех возрастов, общеразвивающие программы для дошкольников и школьников; выездные экскурсии: маршруты по Ижевску и республике, а также по городам России; работа художественного салона с продажей изделий народных промыслов и декоративно-прикладного творчества, живописи, графики, мелкой пластики, фото; изготовление и реализация сувениров и изделий декоративно-прикладного творчества. На основании данной классификации можно построить следующую факторную модель состава внебюджетных средств МУК ВЦ «Галерея» (рис 3).