При изучении затрат рабочего времени пользуется их классификацией. Известно несколько классификации, близких по содержанию, но отличающихся степенью детализации затрат. Рассмотрим одну из них. Согласно этой классификации все рабочее время подразделяется прежде всего на время работы и время перерывов.
Время работы (Р) - это период, в течение которого выполняется работа, соответствующая тем или иным функциям управления. Время работы, в свою очередь, подразделяется на время выполнения должностных обязанностей, время на работу, не предусмотренную должностными обязанностями, и время непроизводительной работы.
Время выполнения должностных обязанностей складывается из подготовительно-заключительного времени, времени основной работы (или оперативного времени) и времени обслуживания рабочего места.
Подготовительно-заключительное время (ПЗ) это время, затрачиваемое на трудовые действия, связанные с началом или завершением выполнения какого-либо вида работ, т. е. время на получение задания и обрабатываемой документации, консультацию при получении задания, ознакомление с нормативно-справочными материалами, согласование и подписание документации, сдачу законченной работы.
Время обслуживания рабочего места (ОРМ)- это время на обеспечение себя всем необходимым для выполнения работы: на получение и доставку обрабатываемой документации и информационных средств труда, сдачу документов, уборку рабочего места, перемещение работников и средств труда, подготовку к работе технических средств, подготовку бланков и других носителей информации, самообеспечение канцелярскими принадлежностями и т. п.
Основное (оперативное) время (О) – время, затрачиваемое на выполнение тех функции и задач, ради которых введена соответствующая должность.
Время организационно-административной работы (А) – это время на решение организационных вопросов управления деятельностью людей(координация деятельности, разного рода контроль и т.д.) и на выполнение других работ, относящихся к административному труду.
Время творческой работы (Т) включает время выполнения аналитической работы, проектирования, планирования, поиска оптимальных решений, т.е. время эвристического труда
Иногда работа носит и непроизвольный характер (НР) – исправление неправильно выполненной работы, поиск и доставка документов, средств труда, поиск должностных лиц и т.д.
Время перерывов (П) – охватывает время, когда работник не занят какой либо деятельностью. Оно включает как регламентированные, так и не регламентированные перерывы.
Регламентированные перерывы - это время на отдых и личные надобности. Оно предназначено для поддержания работоспособности и предотвращения утомления.
Нерегламентированные перерывы – это перерывы, вызванные нарушением трудовой дисциплины и посторонними разговорами, а так же организационно техническими причинами.
Как отмечалось выше, анализ использования рабочего времени позволяет одновременно установить и содержание управленческого труда. Поэтому для их исследования используются одни и те же методы, которые. подразделяются, на две крупные группы: наблюдения и опросы.
Наблюдение: к этой группе относятся: фотография (ФРД), самофотография рабочего времени (СФРД), метод моментных наблюдений (ММН), хронометраж, специальная киносъемка.
Выбор метода зависит прежде всего от задач и масштабов проводимого исследования. В качестве критерия целесообразности применения того или иного метода могут служить точность и полнота получаемых данных, экономичность метода (т.е. его трудоемкость).
Наиболее предпочтительным для исследования содержания труда и использования рабочего времени работников управленческого труда в нашей и зарубежной практике считается метод самофотографии рабочего времени {СФРД), когда затраты рабочего времени на выполняемые работы учитываются самим работником.
Следующий вид наблюдений - фотография рабочего времени (фрд). Она может быть сплошной и выборочной, индивидуальной и групповой. Фотография проводится специально назначенным наблюдателем.
Опросы: Они используются для изучения состояния организации труда, получения укрупненных данных использования рабочего времени, а также для выявления и обобщения мнений и предложений работников о возможных мерах по улучшению организации труда и повышению его эффективности; Опросы бывают устные и анкетные.
Устный опрос проводится в форме интервью или беседы. Перечень задаваемых вопросов и круг опрашиваемых работников определяется заранее. Устный опрос требует от опрашивающего не только профессиональной компетентности, но и такта, умения расположить к себе опрашиваемого, вести беседу, не навязывая своего мнения.
Анкетный опрос позволяет получить более взвешенные ответы на поставленные вопросы. Перед проведением опроса составляется анкета, которую следует размножить в необходимом количестве экземпляров. Состав ,вопросов определяется задачами исследования.
В условиях рыночных отношений вопросы рационального использования и повышения эффективности управленческого труда требует значительно большего внимания, поскольку это один из возможных путей сокращения численности персонала и, следовательно, снижения издержек производства и роста прибыли.
Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность фирме существовать и выживать в настоящее время. Внутренняя среда организации может быть также и причиной гибели организации, в случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. Рисунок 1
Компания ООО «ХХХ» имеет неразветвленную внутреннюю структуру, схема которой представлена на рисунке 1
Управленческий аппарат представлен директором и владельцем в одном лице, бухгалтером и менеджером, отвечающим за связь с официальными представительствами в Москве фирм-производителей электронной техники по вопросам консультаций и поставки запасных и комплектующих частей. Нижестоящее подразделение включает в себя четырех посменно работающих мастеров-ремонтников-наладчиков, приемщика в мастерской и одновременно телефониста справочного телефона и водителя-экспедитора, обслуживающего клиентов в плане доставки крупногабаритной техники на дом.
Все сотрудники имеют допуски к работе с электротехникой и соответствующие сертификаты, выдаваемые крупными производителями после обучения в собственных центрах.
Фирма постоянно расширяет круг и количество своих клиентов за счет
качественного обслуживания и предоставления специализированных консультаций по эксплуатации сложной аппаратуры. Тем самым она наращивает собственный оборотный капитал и медленно идет к расширению своей деятельности и открытию новых ремонтных мастерских, а в перспективе и сервисных центров.