Из произведённого анализа видно, что для повышения рациональности своей деятельности, мне необходимо перераспределить 5,732% своего рабочего времени.
В общем случае к причинам, мешающим рациональному использованию рабочего времени можно отнести следующие:
· Медлительность в действиях;
· Отсутствие ориентировки на конечную цель, что вызывает выполнение работ без разбора их значимости;
· Повышенная общительность, что увеличивает необоснованные расходы времени;
· Распыление интересов и отсутствие концентрации на каком-либо мероприятии, что вызывает выполнение всех дел сразу и не доведение большинства из них о конца;
· Психологическая доброжелательность и готовность всегда прийти на помощь коллеге, что приводит к выполнению работы другого сотрудника и отставание в выполнении собственных функций;
· Психологическая скромность, которая может вызвать затруднения в выполнении обязанностей и невозможность обратиться за помощью к коллегам или начальнику, а затем и увеличение длительности выполнения работ;
· Психологическая несовместимость внутри трудового коллектива и прочие факторы.
В данном случае анализ использования рабочего времени позволил выявить потери и непроизводительные затраты рабочего времени, недостатки сложившейся организации труда. Это дает возможность обосновать конкретные мероприятия и предложения по их устранению, что, в свою очередь, позволит не только добиться сокращения затрат, но и повысит эффективность труда в целом. Объясняется это тем, что наличие потерь – это не просто не занятое работой время, это неосуществимые идеи и замыслы, обеспечивающие эффективность деятельности.
Следовательно, необходимо выявить причины, мешающие рациональному использованию рабочего времени. Это могут быть как внутренние, так и внешние помехи, которые мешают эффективно трудиться или нарушают запланированный трудовой процесс.
Таблица 9
Факторы помех
Виды помех, занятия |
Продолжительность, мин |
Возможные причины потерь времени |
Меры по устранению |
1. Нерациональное планирование. |
20 |
Выполнение в большей степени второстепенных задач, забывая про главные |
Завести себе ежедневник; составить распорядок дел. |
2. Работа при сложных условиях |
30 |
Телевизор работает на полной громкости |
Убавить звук; выключить |
Ориентация на проблему |
Ориентация на имеющиеся возможности. | ||
Возникновение сбоев в работе компьютера, а также потеря информации |
Установка Антивируса и новой операционной системы | ||
3. Обычные дела и «текучка». |
60 |
Отсутствие самоконтроля и самодисциплины |
Ставить цели и стремиться к их достижению |
Прерывание работы телефонными звонками, играми и разговорами по ICQ |
Стараться говорить только по делу, а все остальное, когда будешь свободен | ||
4. Потраченное зря время |
45 |
Время, потраченное в очередях на распечатывание, магазинах |
Купить себе принтер; листы; стараться сократить пребывание в магазине. |
Раньше, в стабильных условиях, господствовала т.н. «рациональная организация» (главными теоретиками которой были Ф.Тэйлор и М.Вебер).
Она предусматривала порядок, установленный четко разработанными правилами. Рационалистическое направление имело и имеет широкое распространение. Оно прошло путь от улучшения трудовых операций путём хронометража, до внедрения ЭВМ, промышленных роботов и целевых программ.
Рациональное управление основывается на ряде принципов, главные из которых:
- чёткая структура управления: кто за что отвечает, кому подчиняется, с кем и по каким вопросам взаимодействует;
- известные и соблюдаемые правила работы;
-система контроля за этими правилами с применением соответствующих стимулов и санкций к подчинённым.
-оценка деятельности на основании этих принципов.
Существуют определённые правила, которые соблюдаются при организации процесса «мозгового штурма».
1. Не критиковать и не одергивать говорящего.
2. Никогда не называть высказанную идею нереальной или абсурдной.
3. Необходимо стараться набирать как можно большее количество идей, не обращая внимания на их качество. «Мозговой штурм» создает предпосылки для творческого мышления, поэтому, чем больше предложений, тем лучше.
4. Следует всячески приветствовать творческие порывы. Каждый участник может развить идеи, высказанные другими.
5. Все предложения должны обязательно фиксироваться.
Рассмотрев главные подходы к управлению производственной организацией, перейдем к проектным предложениям.
Полученные в результате исследования данные и проведенный их анализ позволили сделать выводы о том, как используется мое рабочее время и определить основные причины, мешающие рационально использовать его.
В таблице 9 были предложены меры по устранению помех, препятствующих эффективной деятельности. На основе этих предложения следует составить план организационно-технических мероприятия по улучшению использования рабочего времени.
Таблица 10
План организационно-технических мероприятий по улучшению использования рабочего времени
Раздел плана мероприятий |
Мероприятия по улучшению использования рабочего времени |
Меры по улучшению не нужны, так как . |
Меры по улучшению нужны |
Вид контроля | |
немедленно (какие) |
в течение года (какие) | ||||
Планирование рабочего времени |
Составление плана дня в письменной форме с точным указанием времени |
Научиться правильно грамотно и рационально составлять свой рабочий план дня |
Совершенствование навыков планирования на основании сравнения с практикой |
Промежуточный, Итоговый | |
Последовательное планирование рабочего дня | |||||
Телевизор работает на полной громкости |
Убавить звук |
Постараться устроить свое рабочее место вдали от звуковых приборов | |||
Возникновение сбоев в работе компьютера, а также потеря информации |
Установка Антивируса | ||||
Прерывание работы телефонными звонками, играми и разговорами по ICQ |
Прерывать разговор при первой же необходимости |
Ставить цели и стремиться к их достижению | |||
Отсутствие самодисциплины |
Ставить цели и стремиться к их достижению | ||||
Время, потраченное в очередях на распечатывание, магазинах |
Зависит не от нас |