В рамках курсового проекта анализ использования рабочего времени следует проводить в двух направлениях. Первое дает характеристику экстенсивности использования рабочего времени, т.е. отражает использование фонда рабочего времени; второе направление отражает степень рациональности его использования с точки зрения выполнения различных видов работ, т.е. оценивается структура затрат рабочего времени.
Для оценки результативности использования рабочего времени можно применить коэффициент экстенсивности (КЭ), рассчитываемый по формуле:
КЭ = (Ф – П)/Ф = 1 - П/Ф,
где П – регламентированные и нерегламентированные перерывы в работе, (мин);
Ф – фактический фонд рабочего времени (мин).
КЭ=1–(132+210+120+420+490+165+357+120+147+495)/4798=1-0,553=0,446
По данной формуле можно сказать, что фонд рабочего времени был использован не совсем рационально, в связи с частыми перерывами в работе.
Далее следует определить показатели, характеризующие величину потерь рабочего времени по различным причинам.
Коэффициент потерь, вызванных причинами, не зависящими от исследователя, КПО:
КПО = ПО/Ф,
где ПО – потери рабочего времени из-за нарушений режима работы, (мин).
КПО = (132+147+495)/4798=0,16
Полученное таким образом значение коэффициента потерь рабочего времени из-за нарушений режима работы говорит о том, что данный вид потерь незначителен.
Коэффициент потерь рабочего времени, зависящих от исследователя, КПР:
КПР = ПР/Ф,
где ПР – потери рабочего времени, зависящие от исследователя, (мин).
КПР = (210+120+420+60+120)/4798=0,19
Как видно, этот показатель также невысок, но надо учесть, что он на 0,03 раза больше предыдущего, а следовательно очевидны недостатки планирования или соблюдения режима труда и отдыха.
Коэффициент потерь рабочего времени на регламентированные перерывы, КОТ:
КОТ = ОТ/Ф,
где ОТ – время на отдых и личные надобности, (мин).
КОТ = (490+165+357)/4798=0,21
Этот показатель тоже не высок, связан в основном с личным временем.
Кроме того, степень рациональности использования рабочего времени с точки зрения занятости студента различными видами работ можно определить путем сравнения фактических затрат времени с плановыми, установленными в плановом бюджете. При этом рассчитывается коэффициент рациональности использования рабочего времени КР по формуле:
|
где Уiф – фактический удельный вес i-го элемента затрат рабочего времени;
Уiпл – плановый удельный вес i-го элемента затрат рабочего времени.
Кр = 1 –13,2=-12,2
Сильное отличие данного показателя от единицы говорит о том, что мое время используется исключительно нерационально. Возможно, мне необходимо точнее составлять план, и тщательнее его соблюдать.
Общая оценка степени рациональности использования времени может быть представлена показателем, определенным по формуле:
КИ = КЭ ´ КР
КИ = 0,45*(-12,2)=-5,49
Как уже было отмечено выше, при оценке работы специалиста или рабочего времени студента, ограниченного периодами учёбы и работы, этот показатель считается очень низким и рассматривается как нерациональный. Однако, если рассматривать деятельность студента во время учебы, т.е. в первой половине дня, этот показатель мог бы быть намного выше, т.к. там делается значительнее меньше перерывов, нежели дома.
Рассчитаем уровень затрат времени на выполнение работ, не включенных в план (КНП). Он определяется делением затрат времени на выполнение данных работ (НП) на все время работы:
КНП = НП/Р = НП/(Ф–П)
КНП = 372/(4798-3790)=0,37
Коэффициент, характеризующий затраты времени на выполнение работ, включенных в план, найдём по формуле:
КВП = 1 – КНП
КВП = 1 – 0,37=0,63
Опираясь на последние показатели, можно с уверенностью говорить о тщательном составлении плана, так как были учтены почти все виды временных затрат. Но возвращаясь к найденным ранее коэффициентам, нельзя не отметить того, что время, необходимое на выполнение большинства работ, было рассчитано крайне небрежно.
В процессе анализа необходимо рассчитать показатели, характеризующие структуру занятости студента. Для этого определяется значение коэффициентов, характеризующих удельный вес соответственно творческой (КТ), организационно-административной (КОА), формально-логической (КФЛ) и исполнительской (КИ) работы в затратах времени на основную работу.
При структурировании времени основной работы получим следующие результаты. На творческую работу за весь период наблюдения приходится 612 минут, на организационно – административную - 150 минут, на формально-логическую – 225 минут, а на исполнительскую – 840 минут.
Тогда удельные веса будут следующими:
КТ = 612/1827=0,33 или 33,49%
КОА = 150/1827=0,082 или 8,21%
КФЛ = 225/1827=0,12 или 12,32%
КИ = 840/1827=046 или 45,97%
Можно сделать следующие выводы. Большая часть времени уходит на исполнительскую работу, в два раза меньше - на творческую работу, формально-логическая занимает около четверти времени, а административная – всего 8,21%.
В целях проведения детального изучения содержания труда и анализа структуры затрат рабочего времени в течение каждого дня исследуемого периода необходимо дать оценку каждой выполненной работе по следующим критериям:
- необходимость выполнения работы;
- оправданы ли затраты времени на ее выполнение;
- целесообразность выполнения работы;
- сознательно ли определен временной интервал для выполнения работы.
По данным критериям анализируется каждая из работ соответствующей недели периода наблюдений. В процессе анализа определяется соответствует ли данная работа критерию или нет, в зависимости от этого формулируется ответ «да» или «нет».
По каждому их критериев определяется продолжительность работ, по которым получен ответ «нет», и общая продолжительность работ соответствующего дня.
Проводятся расчеты по следующим соотношениям:
|
|
åПДК – суммарная продолжительность работ к-го дня периода наблюдений, мин.