Пятый момент заключается в оценке безработица как антистимул, а не стимул. Если люди будут знать, что увеличение ими производительности труда выразится в увольнении их самих или их товарищей, то антистимул перевесит.
Срок жизни каждого предприятия определяется исключительно лишь сроками потребности в нем, так что каждая существует до тех пор, пока оно необходимо конечному потребителю. Как только потребность в нем исчезнет, наступает его упадок. Потребности же находятся в постоянном движении. Хорошо, когда предприятие успевает за развитием потребностей, еще лучше - если оно само развивает их.
В учете оплаты труда в ФГУП Учхоз ТГСХА есть существенные недостатки.
На предприятии все еще используются старые формы документов. Зачастую они не приспособлены для полного и точного отражения хозяйственных операций по оплате труда.
На первичных документах отсутствуют некоторые реквизиты, например, дата составления или нет подписи материально-ответственного лица. А ведь дата составления в бухгалтерском учете имеет очень важную роль.
Не проставляется номер документов. Это затрудняет ведение учета при составление сводных и накопительных ведомостей и журналов-ордеров.
Иногда в документах не заполняются графы, в которых должна содержаться очень важная информация об окладе работника, количеству отработанных дней и часов, нет расценок за выполненную работу. Это существенно осложняет контроль за временем, которое отработал работник, за количеством произведенной им продукции и выполненных работ, а значит, в конечном итоге отражается и на его зарплате и других стимулирующих выплатах.
Некоторые документы заполняются в произвольной форме. Информация записывается в другие клетки, и бывает очень трудно разобраться в содержимом какой-либо формы.
Отрицательным элементом является и то, что практически на всех первичных документах отсутствует корреспонденция счетов. А это значит, что можно легко ошибиться при разноске затрат на другие счета, а следовательно это скажется и на заработной плате конкретного работника, он может быть лишен других надбавок.
Еще одним минусом в учете оплаты труда и материального стимулирования является то, что на предприятии отсутствует четкий график документооборота. Первичные документы поступают в бухгалтерию с опозданием, и бухгалтер по оплате труда не успевает быстро и оперативно перерабатывать их, а значит происходит задержка выплаты заработной платы. Что оказывает психологическое воздействие на работников, и снижает производительность труда.
Мы знаем, что учет оплаты труда является одним из самых трудоемких участков работы в бухгалтерии. Здесь очень много первичных и сводных документов, поэтому, чтобы облегчить работу необходимо использовать современную вычислительную технику. В ФГУП Учхоз ТГСХА не используется компьютер, что существенно осложняет работу бухгалтера в частности в области оплаты труда.
Говоря об учете материального стимулирования необходимо отметить, что на предприятии нет сводного документа, который бы ежемесячно отражал не только суммы начисленной заработной платы по цехам, но и содержал бы информацию о том, какую сумму работники получили за месяц в виде стимулирующих выплат.
Контроль за соблюдением трудовой дисциплины, учет выработки и начисления заработной платы в соответствии с количеством и качеством затраченного труда необходимо постоянно совершенствовать.
В первую очередь в ФГУП Учхоз ТГСХА необходимо четко отрегулировать составление первичных документов по оплате труда. Нужно напомнить, что первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если не представляется возможным, – непосредственно по окончании операции.
Документы следует составлять на бланках установленной формы с заполнением всех реквизитов. Если некоторые реквизиты не заполняются, то в соответствующем месте делается прочерк.
Документы должны быть оформлены аккуратно, текст и цифры должны быть написаны четко и разборчиво, вовремя утверждаться руководителем.
В бухгалтерии первичные документы должны подвергаться обязательной проверке – прежде всего по форме, на наличие арифметических ошибок, а так же документы проверяют по существу, т.е. устанавливают законность и целесообразность хозяйственных операций, которые влияют на сумму численной заработной платы.
Бланки документов должны соответствовать утвержденным к применению в сельском хозяйстве формам бухгалтерского учета.
Нельзя забывать и о проставлении корреспондентских счетов в первичных документах. Ведь ее отсутствие существенно затрудняет учет, а так же может привести к неверному отнесению на счета сумм, а значит и к несоответствию положений к выдаче сумм заработной платы.
Мы считаем, что для хозяйства немаловажной задачей в совершенствовании учета оплаты труда и материального стимулирования ввести расчетно-платежную ведомость (Ф. №141-АПК).
В этой форме расчетно-платежной ведомости отражаются по каждому работнику данные о доходах и утверждениях по двум разделам: с начала года и за текущий месяц. С начала года указываются суммы начисленной заработной платы, дополнительные выплаты и выводится совокупный доход с начала года. Затем из совокупного дохода вычитаются необлагаемые налогом суммы: установленная законом оплата труда, не облагаемые налогом вычеты на детей, вычеты в Пенсионный фонд, прочие выплаты. Таким путем определяется необлагаемый доход с начала года. От налогооблагаемого дохода в установленном порядке рассчитывается сумма подоходного налога, подлежащие удержанию за предыдущие месяцы (следующая графа), определяется размер налога, подлежащего удержанию за текущий месяц. Эта сумма проставляется в разделе данных за текущий месяц. Здесь же отражаются прочие удержания: отчисления в Пенсионный фонд РФ, удержания по наполнительным листам, прочие удержания. Предварительно на основании уже составленных и обработанных первичных документов в этом разделе записываются суммы начисленной оплаты труда. Путем вычитания из этой суммы данных об удержаниях и авансах определяется оплата труда, причитающаяся к выдаче в окончательный расчет.
Применение этой формы расчетно-платежной ведомости позволяет устранить допускаемые в настоящее время многочисленные неточности в суммах удержания подоходного налога в течение года и избежать в связи с этим конфликтные ситуации и штрафные санкции со стороны налоговой службы.
Для того, чтобы правильно определить доходы и расходы каждого первичного трудового коллектива или отдельного работника, необходимо открывать лицевые счета, состоящие из двух частей – доходной и расходной.
В расходную часть записывают стоимость полученных материальных ценностей по ценам приобретения с добавлением расходов по их доставке и хранению; кормов, семян и услуги вспомогательных производств по договорным ценам; отчисления на полное восстановление основных средств – по нормам; отчисления на содержания общепроизводственного и обслуживающего персонала по нормам, установленным общим собранием трудового коллектива, беспроцентный кредит под производство продукции.