3) выполнение сметы расходов на подготовку персонала.
II.Методика количественной оценки результативности процесса:
1.1 1.2 1.3 |
Выполнение плана по объему не менее чем на 98% Выполнение плана менее чем на 98%, но более 92% Выполнение плана по объему менее чем на 92% | 10 7 0 |
2.1 2.2 2.3 |
Сдали квалификационный экзамен с первого раза не менее 97% обученных работников Не сдали экзамен с первого раза не более 4% Не сдали экзамен с первого раза более 4% |
10 7 0 |
3.1 3.2 |
Не превышена смета расходов / обоснованно превышена Необоснованное превышение сметы расходов | 10 0 |
Так, руководствуясь данной методикой, бюро обучения кадров заявило о достижении поставленных задач в области подготовки и переподготовки персонала завода в 2003 и 2004 г.
Несмотря на то, что данные табл.3.1 свидетельствуют о положительной динамике и стабильных показателях обучения, избранную методику нельзя назвать удовлетворяющей требованиям объективности. Основным недостатком является поверхностно-формальный и субъективный подход к оценке качества подготовленных кадров.
Главным критерием необоснованно выбрано выполнение (либо невыполнение) плана по числу сдавших экзамен на повышения разряда с первого раза. Очевидно, что квалификационная комиссия (членом которой является и сотрудник бюро обучения) заинтересована в высоких показателях сдачи; но главное упущение – названный критерий не позволяет установить уровень профессионального роста работника после курса обучения.
Кроме того, данные о количестве сдавших являются так называемыми “неоперациональными” (нерабочими) показателями – их нельзя будет связать с последующей профессиональной деятельностью конкретного обученного работника, а тем более судить об изменении качественной составляющей его труда.
Таблица 3.1
Оценка критериев результативности процесса «Человеческие ресурсы» в 2003 и 2004 гг
Год | Выполнение плана подготовки и повышения квалификации | Качество подготовки кадров завода | Выполнение сметы расходов на подготовку и ПК кадров | Всего бал-лов | |||||||||
План, человек | Факт, человек | Выполнение % | Баллы | Сдали, человек | Не сдали, человек | % сдавших | Баллы | План., руб. | Факт., руб. | Превышение | Баллы | ||
2004 | 195 | 260 | 133 | 10 | 103 | 1 | 99 | 10 | 1162690 | 1131526 | - | 10 | 30 |
2003 | 405 | 427 | 105,4 | 10 | 87 | 2 | 97,7 | 10 | 1046839 | 980421 | - | 10 | 30 |
Поэтому считаю целесообразным пересмотреть содержание второго блока методики оценки, а в качестве критериев использовать:
1) реально достигнутые рабочие результаты и отдачу от обучения – достигнутая экономия, процент улучшения производственных показателей после обучения, отмеченный рост производительности труда (выработки) или прибыль в расчете на одного работника (в сравнении с аналогичными количественными показателями до обучения);
2) поведенческие изменения и отношение к работе у обученного работника, определяемые в баллах его непосредственным руководителем.
Более подробно показатели, позволяющие установить эффективность подготовки и переподготовки кадров завода, оперируя не только затратами и числом обученных, но и качественными характеристиками персонала ОАО «ВОМЗ», будут рассмотрены в четвертом разделе работы.
Учитывая то обстоятельство, что объектом внимания является промышленное предприятие, целесообразно отметить еще ряд специальных мероприятий по совершенствованию профессионально-технического обучения работников, которые могли бы улучшить функционирование системы подготовки и переподготовки кадров предприятия и работу завода в целом. В частности, представляется полезным следующее.
1. Пересмотреть содержание учебных программ на предмет соответствия их содержания потребностям рабочего места:
- для технологического персонала основного производства;
- ремонтного персонала;
- для технологического персонала вспомогательных цехов.
2. Поэтапный переход на методы активного обучения. Причем, наряду с активным освоением новых форм организации учебного процесса (моделирование производственных ситуаций, организация дискуссий, деловые игры), применять такой метод обучения, как анализ и обсуждение образцов изделий и машин, проектов технического перевооружения рабочих мест и др. Организация на этой основе тематических выставок.
3. Подготовить сценарии для съемок учебных видеофильмов на темы: