Персональную ответственность за организацию и учебно-методическую работу на предприятиях осуществляет бюро подготовки кадров предприятия. В своей деятельности начальник бюро руководствуется действующим законодательством, приказами и указаниями вышестоящих организаций.
Организационная структура и состав отдела управления кадрами ОАО «Вологодский оптико-механический завод»
Согласно положению «Об отделе управления кадрами» 627.00.-01 (от 1.09. 2005 №1-033), ОУК – это самостоятельное структурное подразделение, которое подчиняется непосредственно генеральному директору завода. Его структура представлена на рис. 2.1.
К персоналу, влияющему на качество, относят [2, С.7-8]:
· начальника отдела кадров;
· начальника бюро по подготовке кадров;
· инженера II категории по подготовке кадров (уполномоченный по системе менеджмента качества отдела кадров);
· ведущего специалиста по кадрам.
ОУК
Рис.2.1 – Структура отдела управления кадрами ОАО «ВОМЗ»
В целом же в состав отдела управления кадрами ОАО «ВОМЗ» входят:
1) начальник бюро совершенствования управления и общественных связей;
2) психолог бюро совершенствования управления и общественных связей;
3) начальник бюро по подготовке кадров;
4) инженер по подготовке кадров – уполномоченный отдела по СМК;
5) старший инспектор по кадрам;
6) специалисты по кадрам (3 человека);
7) специалист по кадрам II-ой категории.
Таким образом, непосредственное отношение к обучению работников предприятия – к подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров – имеют 9 человек.
Как было отмечено выше, численность персонала завода составляет 2455 человек. Отдел управления кадрами, а именно бюро обучения «ВОМЗ», ведёт учёт числа обученных кадров, работников, которые повысили квалификацию, прошли переподготовку, а также учёт финансовых затрат на эти цели.
Анализ количественного и качественного состава работников предприятия позволит дать оценку их соответствия потребностям, а также выявить тенденции в качественном изменении кадров. Прежде всего, проанализируем данные по количеству работников, которые повысили квалификацию, прошли подготовку и переподготовку в учебных заведениях и на заводе (табл.2.2).
Из данных табл.2.2 видна, прежде всего, общая положительная динамика: по сравнению с 2003 г. число обученных работников завода выросло на 11% (272 против 244 человек). Во-вторых, на протяжении трёх лет удельный вес обученных рабочих кадров увеличивается по отношению к общему количеству работников предприятия, прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Благоприятная тенденция также наблюдается в области переподготовки и получения второй профессии. Стоит отдельно отметить существенный рост в 2005 г. числа обученных на курсах целевого назначения работников завода (206 против 100 человек в 2003 г.).
Таблица 2.2
Количество обученных работников ОАО «ВОМЗ» в 2003-2005гг
Обучено человек | 2003 год | 2004 год | 2005 год | % обученных в 2005г к 2003г |
новых рабочих | 12 | 24 | 20 | 167 |
повышение разрядов (по рабочим) | 55 | 64 | 18 | 33 |
вторая профессия | 16 | 14 | 20 | 125 |
ПТК (по инженерно-техническим работникам и специалистам) | 48 | 149 | - | - |
КЦН | 100 | - | 206 | 206 |
УКК | 13 | 9 | 8 | 62 |
Итого в течение года | 244 | 260 | 272 | 111 |
Более показательными являются данные, представленные в табл.2.3 и отражающие распределение численности всего персонала «ВОМЗ» (включая ИТР, специалистов и руководящих работников), прошедшего обучение в 2005 году, с учетом затрат по видам обучения.
Анализируя данные таблицы, можно отметить, что в 2005 г. было уделено значительное внимание повышению квалификации, причем не только рабочих кадров (57 человек или 27%). Акцент был сделан на ИТР и специалистах, большая часть которых повышала квалификацию без отрыва от производства (62% по данному виду обучения). Исходя из того, что существует взаимосвязь роста производительности труда за счёт повышения квалификации, можно предположить, что это положительно скажется на деятельности предприятия в последующие годы. Отметим, что, в конечном счете, можно рассчитывать не только на рост объёма выпускаемой заводом продукции, но и улучшение ее качества, которое также напрямую зависит от повышения квалификации персонала «Вологодского оптико-механического завода».
Основываясь на изучении показателей финансовых расходов, можно заключить, что наиболее затратным для ОАО «ВОМЗ» является обучение новых рабочих и рабочих за пределами предприятия (в УКК). Поэтому число обученных таким образом не столь велико (20 и 8 человек соответственно).
Проводимыми исследованиями установлена связь профессиональной подготовки и текучести кадров. По мере роста профессионального образования изменяются мотивы текучести кадров. При низком уровне профессионального образования особенно часты увольнения из-за нарушений трудовой дисциплины и плохих отношений с администрацией, а также из-за неудовлетворённости характером выполняемой работы. Наиболее подвержены текучести рабочие, не прошедшие профессиональной подготовки; на втором месте – получившие специальную подготовку на производстве; выпускники же ПТУ представляют собой наиболее стабильный контингент [9, с.15-16].