В результате октябрьских событий 1917 г. наряду с разрушением государственной машины Российской империи было формально ликвидировано прежнее делопроизводство. Был произведен управленческий аппарат. Высшим органом управленческой власти стал Всероссийский съезд советов, в период между его съездами избирался всероссийский центральный исполнительный комитет – орган выполняющий функции законодательной и исполнительной власти. Для управления старой было сформировано правительство – Совет Народных Комисаров. 30 октября 1917 г. правительство издает декрет «О порядке утверждения т опубликования законов». Для улучшения качества оформления документов было принято Постановление от 2 марта 1918 г. «О форме бланков гос. учреждений». В этом документе перечислялись обязательные реквизиты бланков документов. В 1928 г. государственным институтом техники и управления совместно с архивной службой были созданы правила подготовки архивной части делопроизводства в го., профессиональных учреждениях, в которых давались рекомендации по составлению перечней документов в дел, циркулирующих в учреждения, правила их уничтожения. В 1931 г. издан проект «общих правил документации и документооборота». В ведении указывалось: общие правила; организация документации и документооборота; прием, проверка, вскрытие и отметки о получении корреспонденции; разноска корреспонденции в учреждениях; организация отправки корреспонденции; - этому проекту не суждено было реализоваться, уже к моменту его издания. В 1932 г. гос. институт техники и управления был ликвидирован. В 1966 г. в рамках архивной службы был утвержден Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), которому была поручена разработка Единой гос. системы делопроизводства. В проекте ЕГСД приняли участия: НИИ труда, ВНИИ оргтехники, ВНИИ стандартизации. Определенную роль в повышении качества подготовки управленческих документов и общей культуры управления сыграли государственные стандарты (ГОСТы). Первыми были разработаны в 1972 г. ГОСТ 6.38-72 «Система организационно-распорядительной документации. Основные положения» и ГОСТ 6.39-72 «Система организационно-распорядительной документации. Формуляр-образец». В 1990 г. вышел ГОСТ 6.38-90 «Унифицированная система документов. Требования к оформлению документов». В 80-х г. вышел документ «Единая государственная система документационного обеспечения управления (ЕГСДОУ). Развитие делопроизводства в советский период положило основу для дальнейшего формирования современного делопроизводства в РФ. Необходимо отметить, что многие нормативные документы, созданные и принятые в этот период действуют и в н.в.
Информ.о фактич. состоянии дел в системе управ. содержится в различных источниках, но важнейшее место среди них занимает справ-информ и справ-аналитич док-ты. Это док-ты идущие снизу вверх по системе управления: от работника к руковод.подразделения. Эти док-ты не содержат поручений, не обязывают действовать строго предписанным образом, эти док-ты сообщают сведения, побуждающие принимать определенные решения. Условно всю совокупность этих док-в можно разделить на справочно-информационные (протокол, докл.записка, сл.записка, факс, эл.сообщение) и справочно-аналитические док-ты (акт, справка, отзыв, заключение) Оформление докл.зап.: наим.струк.подразд.; наименование вида док-та; дата; регистр.номен; адресат; заголовок к тексту; текст; приложение; подпись. Акт – составляются комиссией, оформляется на общем бланке если является внутр.док-м, если внешн., то должен содержать юр.адрес организации. Реквизиты акта: наимен.организ.; наименование вида док-а; дата; регистрационный номер; место составления или издания док-а; заголовок к тексту; текст; подписи, если необходимо гриф утверждения и приложения.
Экспертиза ценности документов – отбор документов на государственное хранение или установление сроков их хранение на основе принятых критериев. В ходе ее определяется ценность документов, обусливающаяся их культурным, научным, экономическим, политическим значением, устанавливаются сроки их хранения, происходит отбор утративших их свое значение документов к уничтожению. Экспертиза ценности документов в организации проводится в несколько этапов, начинается в текущем делопроизводстве, а заканчивается в государственном архиве: Первым этапом – определения ценности документов можно считать составление номенклатуры дел, когда как бы предопределяются сроки хранения создаваемых документов. Второй раз экспертиза ценности уже самих документов проводится через два года, когда документы вышли из оперативной работы, при подготовке док-ов к длительному хранению или сдаче в архив учреждения.
И третий раз снова уточняется ценность документов при передаче их на постоянное хранение их архива учреждения в Государственный Архив. Экспертиза ценности учреждениях проводится под руководством экспертной комиссией (ЭК). Отнесение документов к составу Архивного Фонда РФ осуществляется по результатам экспертизы ценности на основании принципов историзма, системности и целостности путем комплексного применения критериев происхождения, содержания, внешних особенностей документа. Документы, создающиеся в процессе деятельности учреждения, организаций, предприятий, фирм, содержат информацию, ценность которой различна. В задачи экспертизы ценности документов входит: определение политического, экономического, социально-культурного, практического и иного значении документов с целью отбора документов на гос. хранение или установления срок их хранения на основе принятых критериев. Значительная часть док-ов несет информацию, имеющую разовое значение, после использования которой к документам больше не возвращаются. Другие содержат инф-ию, которая может потребоваться в течение многих лет. (Например, информация о гражданах, их работе, учебе и т.п. имеет социальное значение и должна храниться на всем протяжении жизни человека.) И, наконец, определенная группа док-ов содержит информацию, ценную в научных и практических целях. Такие док-ты должны хранится постоянно.
При экспертизе ценности документов личного происхождения необходимо учитывать: Значимость фондообразователя и его документов; Объективность и субъективность документов; Взаимосвязь документов фондообразователя с другими однотипными документами; Физическую сохранность документов. Архивными учреждениями разработаны типовые перечни. Они устанавливают сроки хранения документации, типичной для большинства учреждений, организаций, предприятий, и отражают общие функции и вопросы их деятельности (руководство, контроль, планирование, учет отчетность, финансирование, организация труда, снабжение и т.д
В процессе проведения экспертизы могут быть использованы несколько видов типовых перечней: Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения; Перечень документов, подлежащих приему в государственные архивы; Перечень научно-технической документации, подлежащей приему в государственные архивы.