§ сторожам в размере 150 рублей;
§ работникам муниципальных учреждений на период первых 3-х лет работы, окончившим сузы (очную форму) –102 рубля, высшее – 115 рублей, имеющим почётные звания «Заслуженный учитель», «Заслуженный тренер» и т.п. – в размере 300 рублей.
Анализ статистической отчётности свидетельствует о том, что потребность в педагогических кадрах будет расти. Так, в общеобразовательных школах учителей пенсионного возраста значительно больше, чем молодых специалистов.
Соотношение учителей пенсионного возраста и молодых специалистов в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях
Год | Всего педагогических работников | В том числе пенсионного возраста | В том числе со стажем работы до 2 лет |
1999 | 5 179 | 602 | 212 |
2000 | 5 119 | 608 | 199 |
2001 | 4 957 | 506 | 143 |
2002 | 4 676 | 475 | 146 |
2003 | 4 468 | 512 | 98 |
Неблагоприятно сказывается на кадровом составе педагогического корпуса отсутствие мужчин
Год | Всего педагогов в ОУ | В том числе мужчин |
1999 | 5 179 | 531 |
2000 | 5 119 | 51 |
2001 | 4 957 | 512 |
2002 | 4 676 | 458 |
2003 | 4 48 | 359 |
С целью поощрения талантливых, творческих педагогов УОНиМ награждает не только конкретную личность, но и профессии в целом, тем самым формируя профессиональную общность педагогов.
По оценкам специалистов, ежегодно обновляется 5% теоретических и 20% профессиональных знаний, которыми должны владеть педагоги. Эта ситуация требует от учителя новых профессиональных и личных качеств, таких, как системное творческое мышление, информационная, коммуникативная культура, критичность мышления и др С целью способствовать приобретению и развитию этих качеств ИД(М)Ц (информационно-диагностический (методический) центр разработал широкий круг образовательных услуг. (Схема №1).
Принципы деятельности: конкретность, компетентность, адресность оказания сервисных услуг;
Более чётко категориям работников образования предлагает свои услуги по повышению квалификации Рязанский институт развития образования.
Существует также социально-психологическая служба образования г. Рязани, действующая в 156 ОУ города. Кроме того, 3 сервисных центра оказывают специализированную помощь психолого0педагогического и медико-социального характера, а при управлении образования создан научно-методический совет по социально-педагогическим вопросам.
Не менее важной является психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК).
ПМПК осуществляет функцию медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ребёнка с проблемами развития. Отслеживает динамику его развития, внося коррективы в образовательный маршрут в соответствии с изменением состояния. Количество таких детей ежегодно увеличивается.
Для того, чтобы «возвратить детям детство», которые остались без родителей, в силу ряда причин был создан центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Главная задача центра состоит в своевременном выявлении, учёте и оказании помощи детям. В настоящее время в Центре функционирует 5 групп. Сплошной состав детей на 11.11.2003 г. составлял 40 человек от 3 до16 лет.
За период работы Центра реабилитировано 26 детей сирот и 384 ребёнка, оставшихся без попечения родителей. Социальная реабилитация таких детей состоит в том, что нужно установить их юридический статус, защитить жилищные и имущественные права детей, определиться с алиментами, пенсиями и пособиями, полагающимися по закону и определить форму дальнейшего жизнеустройства.
Воспитанники Центра содержатся на полном государственном обеспечении.
Вся система финансово-экономического обеспечения образовательного процесса города осуществляется УОНиМ с учётом социальных и экономических возможностей муниципалитета, запросов личности, общества, государства за счёт интенсивного включения в действие двух основных факторов:
1. Максимальной мобилизации внутренних финансово-экономических ресурсов через бюджетное финансирование;
2. Привлечения внешних финансово-материально-технических ресурсов, из регионального бюджета, внебюджетных источников финансирования, платных образовательных услуг.
Так в 2003 г. привлечено средств:
§ из регионального бюджета – 8 млн. рублей;
§ платные образовательные услуги – 4 млн. 800 тыс. рублей;
§ спонсорские средства – 14 млн. 800 тыс. рублей,
ИТОГО 27 млн. 600 тыс. рублей.
В полном объёме многоуровневая система финансово-экономического обеспечения начала действовать с 1-го января 2004 года в соответствии с Федеральным законом.
Но даже, несмотря на дефицит городского бюджета, доля образования в нём занимает более 25% и она увеличивается на протяжении последних лет. Правда, основная часть бюджета образования занимает заработная плата и начисления на заработную плату, это более 60% от бюджета образования. Доля статей бюджета, направленных на укрепление материально-технической базы учреждений образования (капитальный и текущий ремонт, приобретение оборудования) незначительны и составляет около 4% от бюджета, хотя в денежном выражении увеличивается значительно.