Стратегия управления системы образования выстраивается на следующих положениях:
1) образованию придаётся статус опережающего развития как подсистемы производственной и социокультурной сферы;
2) через образование обеспечивается влияние на оздоровление социально-экономической среды города;
3) образование стимулирует развитие культурообразующей среды жизни детей, населения города;
4) через образование происходит объединение всех служб города в интересах социальной защиты и охраны детства;
5) образование всемерно активизирует формирование гражданственности, законопослушания, развитие патриотических и нравственных чувств населения.
Управление системой образования позволяет определить перспективные задачи и проблемы развития образования в городе, разрабатывать политику в области образования и механизмы её реализации, осуществлять прогнозирование образовательной ситуации.
В ходе глубокого анализа муниципального управления выделились следующие черты вышеобозначенного управления:
1) усиление внимания к функциям программно-методического, кадрового, информационного, финансово-экономического обеспечения организации инновационной и опытно-экспериментальной работы в ОУ;
2) резкое снижение применение функций контроля за работой ОУ в связи с введением в действие принципа автономности ОУ и передачи части операций, выполняемых прежде органом управления образованием.
Состояние здоровья детского населения г.Рязани
По результатам нашего исследования сегодня лишь 5% выпускников школ здоровы, 80% школьников хронически больны, свыше 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Из каждой родившихся младенцев свыше 900 имеют врождённые пороки развития.
Демографические данные г.Рязани
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. | |
Детей до 15 лет |
89 741 |
86 577 |
82 415 |
78 329 |
75 162 |
Родилось |
3 342 |
3 357 |
3 452 |
3 623 |
4 198 |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. | |
Рождаемость |
7,1% |
6,8% |
6,7% |
7,4% |
7,8% |
Детская смертность |
8,9% |
15,5% |
16,1% |
13,6% |
9,6% |
Общая смертность |
12,4% |
13,6% |
14,3% |
15,1% |
15,1% |
Естественный прирост |
- 5,1% |
- 6,8% |
- 7,6% |
- 7,7% |
- 7,3% |
Вывод напрашивается сам собой: проблема охраны здоровья детей должна стать ключевой в системе образования г.Рязани.
Затрагивая управление развитием системы ДОУ, необходимо сказать, сто в городе воздана многофункциональная сеть ДОУ, способных удовлетворить разносторонние интересы детей и всё возрастающие потребности родителей. Исходя из постоянно изменяющихся потребностей современного общества и как следствие, социального заказа.
Ежегодно увеличивается количество детских садов, работающих в инновационном режиме. Более половины из них имеют статус ДОУ повышенного уровня ДОУ.
В процессе нашего исследования было выявлено важное направление управления деятельностью ДОУ:
§ работа по формированию нового содержания образования путём внедрения вариативных программ нового поколения, внесения в них изменений и дополнений;
§ творческий подход и высокая изобретательность педагогов ДОУ в организации предметно-развивающей среды:
* изостудии в 61 ДОУ;
* дизайнстудии в 2 ДОУ;
* зимние сады в 28 ДОУ;
* театры в 18 ДОУ;
* экологические лаборатории в 26 ДОУ;
* кино- и видеозалы в 8 ДОУ;
* игротеки в 8 ДОУ; и т.д.
Управление обеспечением работы ДОУ в режиме развития привлекаются внебюджетные средства, помощь родителей, которые стали соучастниками образовательного процесса.
По данным, развития системы общего среднего образования, выявлены изменения общей численности учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях.
1998 – 1999 |
1999 – 2000 |
2000 – 2001 |
2001– 2002 |
2002 – 2003 |
2003 – 2004 |
2004 – 2005 | |
Количество учащихся |
68 530 |
66 252 |
63 390 |
61 852 |
58 254 |
55 625 |
54 080 |
Изменения |
-1 025 |
-2 278 |
-2 862 |
-1 538 |
-3 598 |
-2 629 |
-1 545 |
То есть, в сравнении с 1998 г. численность учащихся в 2003 г. уменьшилась на 10 726 человек. В ближайшие 2 года наметившаяся тенденция сокращения численности учащихся в ОУ сохраняется и к началу 2004/2005 г. уменьшение составит 21% в сравнении с 1998 г.
В 2002 – 2003 учебном году в нашем городе завершён переход на 4-летнее начальное обучение, что позволило снять перегрузку учащихся, более, последовательно и равномерно распределить материал по годам обучения.
Хотелось бы ещё отметить одно из приоритетных направлениё модернизации общего образования – профилизация образования на III ступени обучения. На всех уровнях муниципальной системы образования прошло обсуждение Концепции профильного обучения, определились перспективы развития данного направления. Профильное обучение, ориентированное на индивидуализацию и специализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда.
Муниципальная сеть профильного образования, в основном, сложилась к 1998 г Количество и профиль классов определился вузовским сектором рынка образовательных услуг – все вузы г. Рязани (РГПУ, РСХА, РГМУ, РГРТА, АПУ, МЮРФ, РВАИ, РФВУС, рязанский филиал МЭСИ, Рязанский филиал московского института МВД России, РЗИМТУК), вузы Москвы (МГУ, МЭСИ, ГУВШЭ. Московский гуманитарный университет, РГУ нефти и газа им. Губкина)
1998 – 1999 |
1999 - 2000 |
2000 - 2001 |
2001 - 2002 |
2002 - 2005 |
2003 - 2004 | |
ОУ |
44 |
76 |
44 |
46 |
43 |
45 |
Классы |
137 |
143 |
146 |
148 |
142 |
149 |
Политехнические |
52 |
62 |
60 |
62 |
54 |
60 |
Экономические |
12 |
12 |
16 |
17 |
16 |
15 |
Юридические |
21 |
18 |
17 |
17 |
13 |
15 |
Медицинские |
6 |
8 |
10 |
6 |
6 |
6 |
Военно-ориентированные |
18 |
18 |
14 |
17 |
15 |
16 |
Педагогические |
13 |
19 |
23 |
23 |
24 |
23 |
Агроэколог., агротехническ. |
6 |
6 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Декоративно-прикладные |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
Гуманитарные |
- |
- |
1 |
- |
4 |
6 |
Взаимод. с вузами |
10 |
11 |
11 |
- |
14 |
14 |