9) Должностные инструкции специалистов и сотрудников УОНиМ;
10) План работы УОНиМ (2002 – 2003 гг.) и др.
Рассматривая основные этапы становления и примеры управления муниципального образовательного менеджмента г.Рязани необходимо начать с дошкольных образовательных учреждений г.Рязани. Дошкольное образование – весьма важно и во многом определяет становление личности ребёнка на последующих этапах его развития.[3]
Итак, к началу 1995 г. в г.Рязани сложилась достаточно оптимальная структура дошкольного образования, способная удовлетворить разнообразные потребности детей дошкольного возраста и их родителей (Приложение №2).
При постоянном росте доли муниципальных ДОУ (дошкольных образовательных учреждений) на начало 1995 г. их число составляло 77, то есть 53% общего числа городских ДОУ, и в них воспитывалось 11 117 детей при плане 11 275.
Общей тенденцией для всех ДОУ, независимо от их организационно-правовых форм, являлось падение наполняемости как в части списочного состава групп, так в ещё большей мере в части количества детей, реально посещающих ДОУ.
Среди существенных частей этой прогрессирующей тенденции можно выделить:
1) падение рождаемости (Приложение №3);
2) увеличение родительской платы за содержание детей в ДОУ;
3) нахождение значительной части родителей детей в вынужденных административных отпусках.
В ходе исследования были получены следующие данные – Образовательный уровень педагогических работников ДОУ г.Рязани на 1.01.95 г.
Должность |
Всего работ-ников |
Образование | ||
Высшее |
Неполное высшее |
Среднеспе- циальное | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Заведующий |
145 |
103 |
3 |
39 |
Методист |
106 |
89 |
1 |
16 |
Воспитатель |
2 242 |
463 |
63 |
1 686 |
Муз. Воспитатель |
217 |
49 |
6 |
162 |
Учитель-дефектолог |
6 |
6 |
- |
- |
Учитель-логопед |
102 |
96 |
- |
6 |
Инструктор по физкульт. |
65 |
33 |
4 |
28 |
Преподаватель ИЗО |
26 |
15 |
1 |
10 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Психолог |
10 |
10 |
- |
- |
Преподаватель ин. языка |
15 |
15 |
- |
- |
Программист |
3 |
1 |
- |
2 |
В 1994 г. в Рязани был проведён совместный с Министерством образования эксперимент пор государственной аккредитации двух ДОУ.
В ходе нашего исследования были выявлены интересные факты по итогам 90-х гг. и в области общего образования.
В связи с существенным изменением системы конкурсного определения лучших педагогов значительно вырос престиж городского конкурса «Учитель года» Лауреатами этого конкурса стали (93 – 94 гг.) Бочкова В.И., Сущинская Т.С., Петракова Л.В.
В 1993 – 1995 гг. значительная часть городских школьников достигла заметных результатов:
§ победители областных и региональных олимпиад по физике, математике, литературе и т.д.;
§ победители турниров в Португалии, Франции;
§ победители телеконкурсов Всероссийских соревнований в Тамбове, Оленегорске, Екатеринбурге;
§ победители фотоконкурсов, в т.ч. международного в Риме и т.д.
В течение 1994 учебного года 5 рязанских школьников учились в США, в 1995 г. – 15 старшеклассников.
В основе преобразований – общего образования - проходила планомерная работа по реализации Закона РФ «Об образовании».
Среди наиболее важных аспектов преобразований предмета исследования можно выделить следующие:
1) Демократизация процесса образования (регистрация, лицензирование, аттестация и т.д.);
2) Диверсификация образования (появление новых типов ОУ, наличие разноуровневых классов внутри одной школы и др.);
3) Укрепление организационно-управленческой самостоятельности школы;
4) Социальная защита работников образования и стимулирование творчества учащихся и педагогов.
В ходе образовательных реформ выявились также и негативные моменты принятых управленческих решений:
1) внимание администрации обращается преимущественно на учащуюся элиту;
2) увлечение отдельных педагогов диверсификационнымипреобразованиями не имеет под собой научно-методического, материального, финансового и кадрового обеспечения;
3) необоснованный отсев учащихся при переходе из второй в третью ступень и нежелание многих директоров школ открывать «обычные 10-е классы».
Всё более заметное неудовлетворение у школьников вызывало (и вызывает):
§ Плохая организация досуга – 35%;
§ Завышенные требования к дисциплине – 16%;
§ Неудовлетворяющий уровень преподавания – 13%;
§ «Авторитарный» стиль педагогики своих учителей – 42%, хотя это с оговорками могут признать лишь 18% педагогов.
Таким образом, такая социальная сфера (муниципальное образование) и такой социальный институт (школа), не выполняют в полном объёме своих социальных функций. Что говорит о недостаточном продумывании в ходе принятия управленческих решений.
В существенной корректировке нуждается не только формы, методы и приёмы образования, их обновления требует и сама модель образования и организация педагогического процесса значительной части муниципальных общеобразовательных школ.
Поэтому, отмечая большой объём и достаточно высокое качество управления муниципальной системы необходимо признать, что рязанское образование находится в самом начале длительного и трудного пути радикальных реформ (Приложение №4).