Далее проанализируем проблемы и противоречия управляющих подсистем, алгоритм реализации управленческих функций.
Рассматривая современное становление муниципального образовательного менеджмента в г. Рязани, необходимо отметить, что сегодня в городе документально и организационно определилась четкая стратегия развития муниципальной системы образования и всех её составляющих, направленных на формирование единого образовательного пространства города, углубление процессов демократизации, гуманизации образования на основе широкой инновационной деятельности и ресурсного обеспечения: кадрового, научного, нормативно-правового, информационного.
Сеть негосударственных ОУ г.Рязани
Количество негосударственных ОУ (количество детей) |
1998 – 1999 уч. год |
1999 – 2000 уч. год |
2000 – 2001 уч. год |
2001 – 2002 уч. год |
2002 – 2003 уч. год |
2003 – 2004 уч. год |
Дошкольные |
2 (44) |
2 (44) |
2 (44) |
2 (44) |
2 (43) |
2 (43) |
Общеобразова-тельные |
6 (485) |
7 (504) |
6 (565) |
6 (578) |
6 (568) |
6 (568) |
Доп. образование |
2 (300) |
2 (413) |
2 (488) |
3 (81) |
4 (1404) |
4 (1404) |
Общее количество |
10 (829) |
11 (962) |
10 (1097) |
11 (1434) |
12 (2015) |
12 (2015) |
Сеть сервисных служб при управлении образования способствовала оказанию помощи в деятельности образовательных учреждений, педагогов, родителей учащихся. Создание сервисных служб строилось на изучении потребностей образовательных учреждений, взрослых и детей в сервисных услугах.
Развитие сети сервисных служб в г. Рязани
1997 |
1998 |
1999 |
* информационно-диагностический центр; * муниципальный центр психологической службы образования; * медико-психолого-педагогическая консультация; * муниципальный учебно-производственный центр |
* муниципальное предприятие «Детское питание»; * дирекция заказчика объектов социальной сферы |
* центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации |
Обзорный анализ развития процессов инноваций в управлении образования на муниципальном уровне за период с 1998 г. позволил сделать вывод о некоторых проявившихся в нём тенденциях:
§ превращение управленческих инноваций в особый систематически выполняемый вид деятельности работников муниципальных органов управления образованием города;
§ формирование постоянных и временных органов, ответственных за осуществление инноваций в управлении образованием города как элементов складывающейся структуры их организационно-методической поддержки.
Созданы объективные и достаточные предпосылки к тому, чтобы образование в городе стало целостной системой общественной практики.
Муниципальная система образования г. Рязани в условиях социально-экономической нестабильности сохранена и включает в себя (на 1.09.03) 202 ОУ и 7 сервисных служб (Приложение №5).
Несмотря на недофинансирование системы образования, сеть муниципальных ОУ в период с 1996 г. выросла на 17 ОУ.
Динамика основных показателей развития сети муниципальной системы образования г. Рязани
Показатель |
1996 |
2001 |
2003 |
ДОУ |
89 |
99 |
99 |
Начальная школа |
1 |
1 |
1 |
Основная школа |
1 |
1 |
1 |
Средняя школа |
56 |
57 |
57 |
Лицей |
2 |
2 |
2 |
Гимназия |
2 |
2 |
2 |
Школа с углубленным изучением отд. предметов |
7 |
7 |
7 |
Специальная (коррекционная) школа |
3 |
4 |
4 |
Открытая (именная) общеобразовательная школа |
3 |
3 |
3 |
Школа-интернат |
3 |
3 |
3 |
Учреждения дополнительного образования |
20 |
25 |
25 |
Общее количество |
187 |
204 |
204 |
Наряду с муниципальными ОУ в городе появилась сеть негосударственных ОУ, в которых обучаются 0,9% от всех учащихся ОУ города. По сравнению с 1998 г. число детей увеличилось в 2,5 раза за счёт
§ расширения услуг в сфере дополнительного образования;
§ переход к научно-обоснованным подходам, предусматривающим опору на современные концепции и технологии управленческих нововведений, уже апробированные на практике;
§ усиление организованности в процессах управленческих инноваций, придание им целенаправленности и планомерности на основе программы развития образования на муниципальном уровне