Управление как процесс рассматривается в менеджменте, и предполагается, что он расчленяется на разные функции.
Основные функции управления:
1. Прогнозирование.
2. Нормирование.
3. Планирование.
4. Организация.
5. Учет.
6. Контроль.
7. Анализ.
8. Координация.
9. Регулирование.
10. Стимулирование.
Различают три уровня управления:
Руководители …… низового
среднего
высшего …… Звена
1. Младшие руководители – руководят исполнителями (сержант, мастер, зав. кафедрой).
2. Руководители младших начальников (зав. отделом, декан, директор филиала).
3. Руководители высшего звена – это первые и вторые лица в организации.
Закон – это необходимое существенное устойчивое повторяющееся отношение между явлениями в природе и в обществе.
Существуют три группы законов:
· Специфические (частные);
· Общие (для больших групп явлений);
· Всеобщие (универсальные).
Классификация законов по Спиркину:
1.Сточки зрения сферы действия:
-общие
-универсальные
-частные
2.По внутреннему содержанию:
-законы строения
-законы функционирования
-законы развития
3.По форме проявления:
-динамические
-статические
-вероятностные.
Основные законы организации:
1. Закон синергии;
2. Закон самосохранения;
3. Закон единства анализа и синтеза;
4. Закон информированности и организованности;
5. Закон развития или онтогенеза;
6. Закон пропорциональности;
7. Закон композиции.
Закон информированности-организованности утверждает, что в организованном целом не может быть больше порядка, чем информации.
Организованность (упорядоченность) – характеристика системы, отражающая наличие определенным образом установленных взаимосвязей.
Три аспекта организованности, вытекающие из того, что определены:
1. Границы системы, т.е. установлено, сколько и каких образующих единиц она включает;
2. Переменные, которые характеризуют элементы, образующие систему;
3. Образ действия каждого элемента и системы их взаимодействия.
Организованность или ее степень выше тогда, когда есть новая информация, которая не была известна при ее создании. Информация выступает как мера неоднородных характеристик систем: информация является мерой разнообразия систем.
Чем выше организованность, тем выше эффективность.
Для повышения организованности нужен постоянный приток новой информации.
РАЗРАБОТКА НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (НМД).
Комплект НМД - КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ. НМД разрабатывается на базе проектной модели, она имеет правовой характер. Это означает, что она утверждается в соответствующих инстанциях и НЕ ДОЛЖНА ПРОТИВОРЕЧИТЬ СУЩЕСТВУЮЩИМ ЗАКОНАМ И НОРМАТИВНЫМ ДОКУМЕНТАМ общего характера и вышестоящей организации.
Все модели, используемые в организационном проектировании систем управления должны иметь ЕДИНООБРАЗНЫЙ СПОСОБ ОПИСАНИЯ. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ - ЭТО ПОЛНАЯ НОРМАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ.
СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТА. Организационный проект состоит из трех частей: ПОСТАНОВОЧНАЯ, АНАЛИТИЧЕСКАЯ, ПРОЕКТНАЯ.
ПОСТАНОВОЧНАЯ ЧАСТЬ представлена документом "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ", в котором выделяют три части:
1. Характеристика объекта исследования;
2. Постановка проблемы;
3. Программа исследования.
В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ разрабатывается два документа:
1. "Анализ организации системы"
2. "Анализ работы исполнителей".
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ состоит из четырех документов.
1.Техническое задание на проектирование.
2. Проект организации системы.
3. Проект организации работы исполнителей.
4. Оценка эффективности орг. проекта.
Принципы – это основа любой науки, в переводе с лат. «основы первоначала».
Существуют принципы организации:
1. Принцип единства.
2. Принцип композиции.
3. Принцип повышения сложностей
4. Принцип декомпозиции (любую систему можно разобрать на составные части, чем глубже декомпозиция, тем выше сложность организации).
5. Принцип измеримости (любой набор целевых функций и свойств может быть оценен через основные параметры).
6. Принцип функциональности (взаимодействие элементов и систем имеет функциональное описание (свойство)).
7. Принцип неопределенности (Существует предел уточнения свойств системы, за которым уточнение одного свойства ведет к снижению другого. Порог чувствительности системы. Чем глубже рассматривать систему, тем больше неопределенности).
8. Принцип детерминизма (все процессы, происходящие в системе детерминированы, т.е. предопределены).
Организационная культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организаций и получающих выражение в заявляемых организациями ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.
Есть три уровня познания организационной культуры:
1. Поверхностный:
-технология
-архитектура
наблюдаемые образцы поведения.
2. Средний уровень:
-ценностные ориентации
-верования (проверяемые в физическом окружении, проверяемые только через социальный консенсус).
3. Глубинный уровень (базовое предположение):
- отношения с природой
- понимание реальности времени и пространства
- отношение к человеку
- отношение к работе.
10 основных характеристик организационной культуры:
1. Осознание себя и своего места в организации.
2. Коммуникационная система и язык общения.
3. Внешний вид, одежда и представление себя на работе.
4. Что и как едят люди, привычки и традиции в этой области.
5. Осознание времени, отношение к нему и его использование.
6. Взаимоотношения между людьми (по возрасту, полу, статусу, власти, мудрости, опыту…)
7. Ценности как набор ориентиров. Что такое хорошо? Что такое плохо?
Нормы, как набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения.
8. Вера во что-либо и отношение, и расположение к чему-то (идеалы, вера в свои силы).
9. Процесс развития работника и наущению. Бездушное или осознанное отношение к выполняемой работе. Интеллект – сила… Крайности.
10. Трудовая этика и мотивирование. Отношение к работе, ответственность, качество работы, чистота на рабочем месте, оценка работы, привычки.
Закон – это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и в обществе.
Существуют три группы законов: Специфические (частные); Общие (для больших групп явлений); Всеобщие (универсальные).
Классификация законов по Спиркину: