При схеме организационных работ по состовлению плана снизу вверх, следуя иерархии предприятия, планирование осуществляется от планов на местах и планов подразделений к общему плану путем согласований, обьеденений и корректировок. Низшие организационные единицы – участки, цехи – состовляют подобные планы, которые обьеденяютс на верхней ступени, образуя в итоге общий единый план предприятия.
Встречное планирование обьеденяет оба предыдущих способа. В процессе сверху вниз осуществляется предварительное планирование по главным целям и составление общего плана на уровне управления предприятием. На более низких уровнях происходит конкретизация этих планов.
Затем начинается обратный ход планирования снизу вверх. При этом в план встраиваются более эффективные решения и устраиваются разногласия между частями единого обьекта планирования. В соответствии с обстоятельствами может быть осуществлен многократный интернтаивный процесс согласования плана. Организация планирования снизу вверх имеет существенные преимущества:
· Устраняет порочный круг: не зная вышестоящих целей нельзя принимать обоснованные решения по нижестоящим целям, планам и альтернативным вариантам действий (недостаток схемы «снизу ввурх»);
· Вклады в планирование производятся всеми подразделениями обьекта и требуют знания общего плана по редприятию в целом (недостаток нисходящего сверху способа планирования).
Долгосрочная эффективная работа любого предприятия, его экономический рост и развитие определяются прежде всего правильным выбором стратегических ориентиров. Позволяющих наилучшим образом реализовать потенциальный человеческий капитал и другие ресурсы. Практически стратегия должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентноспособности производимой им продукции и оказываемых услуг. При этом понятие «рост» и «развитие» хотя и взаимосвязанны, но по своему содержанию могут во многом не совпадать. В производственной сфере, как и в живой природе, развитие предприятия возможно не только при одновременном его росте, но и при неизменном масштабе деятельности, т.е. рост сам по себе не препятствует развитию.
Рост - это в основном увеличение размеров предприятия и расширение обьема производства (выпуск продукции, величина продаж, численность работников и др.) а развитие означает в первую очередь качественное изменение и обновление хозяйственной системы, повышение эффективности её функционирования на основе совершенствования техники, технологии и организации труда во всех структурных подразделениях и улучшения качества выпускаемой продукции.
В теории и практике выделяют три основных концепции развития экономических систем.
· Идеальная – когда в обьект предпринимательства по мере научно-технического прогресса вносят необходимые инновации, обеспечивающие его устойчивость и повышения эффективности работы;
· Реальная – частичное реформирование предприятия после появления негативных признаков в его финансово-экономическом состоянии;
· Радикальная – кардинальные изменения функционирования коммерческих организаций, направленные на их реструктуризацию, способствующую улучшению управления повышению эффективности производства и конкурентно способности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности (схемы 20,21,22)
В отличие от развития рост размеров производства на предприятии может быть:
· Горизонтальным – путем увеличения обьема выпуска и продаж одних и тех же товаров на старых и новых рынках (географическая экспансия, помещение и др.)
· Вертикальным – за счет организации или обьеденения технологически взаимосвязанных производств (приблежение к конечному потребителю или поставщику);
· Диверсифицированным – при обьеденении разнородных производств в один конгломерат.
Рост является составной частю экономического развития предприятия, которое включает в себя периоды становления роста (подьема), зрелости, спада, стабилизации, реорганизации и др. Рост- это положительная траектория экономической динамики.
Фундаментальные основы развития предприятий (схема 20)
Качество продукции в развитии предприятия
Качество продукции – потребительские свойства ее, позволяющие наиболее полно удовлетворить запросы пользователя
Классификационные группы качества
· Назначение
· Надежность
· Долговечность
· Экологичность
· Технологичность
· Унификация
· Транспортабельность
· Безопасность
· Экономичность
Эффект для предприятия
· Повышение спроса на продукцию
· Улучшение использования ресурсов
· Рост доходов от реализации продукции
· Устойчивость положения на рынке
· Расширение возможностей для стимулирования работников
Повышение качества продукции напрямую ведет к общему улучшению благосотояния предприятия, улучшая классификационные качества продукции предприятие повышает эффективность своей деятельности, что благотворно отражается на состоянии дел предприятия.
Основные варианты экономической динамики в жизненном цикле предприятия (схема 22)
Тип развития и его признаки | Последствия и альтернативы |
· Устойчиво сохраняется обьем производства · Стабильный рыночный спрос на продукцию предприятия · Необходимое обеспечение ресурсами постоянно. |
· Экономический успех временный · Вероятности: переход к расширенному воспроизводству или возможное снижение темпов развития |
· Непрерывно увеличивается обьем производства · Рыночный спрос на продукцию растет · Предложение ресурсов возрастает |
· Экономическая устойчивость предприятия возрастает · Вероятности: переход к стабильному развитию или организация работ по инновации производства |
3 Суженный · Сокращается обьем производства · Снижается спрос на продукцию предприятия · Ограничена конкурентноспособность · Привлечение ресурсов уменьшается |
· Финансовая и производственная нестабильность · Вероятности: санация, изыскание средств и способов стабилизации производства, или реорганизация, или банкротство и ликвидация предприятия |
В ходе реализации стратегии предприятия могут возникнуть помехи, препятствия или сопротивления, которые вызывают необходимость своевременного внесения изменений и корректировок в соответствующие подсистемы организации. Изменение – это замещение одного или нескольких внутренних элементов предприятия (целей, структуры, технологии, персонала) другими по содержанию компонентами под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Существует множество различных причин внесения изменений в саму стратегию или отдельные её элементы: