В масштабах холдинга осуществляется несколько крупных проектов: строительство завода в Сургуте по выпуску специальных автобусов в северном исполнении для вахтовых работ, реконструкция Тульского автобусного завода, строительство Давыдовского завода в г. Павлове и Голицынского завода под Москвой. Такие проекты не под силу отдельным предприятиям. Особенно ярко преимущества холдинга проявились при реализации проекта по строительству Голицынского завода в содружестве с немецкой фирмой " Даймлер-Бенц". Получение кредитов от этой фирмы стало возможным только благодаря устойчивому положению и хорошей репутации холдинга.
Более "мягкой" формой объединения предприятий являются финансово-промышленные группы (ФПГ), создание и функционирование которых регулируется Указом Президента РФ от 5 декабря 1993 г. № 2096. В ФПГ входят на условиях объединения капиталов не только производственные предприятия, но также кредитно-финансовые учреждения и инвестиционные институты (компании и фонды). При этом предприятия могут быть любой организационно-правовой формы, независимо от вида собственности. ФПГ формируется в целях объединения материальных и финансовых ресурсов ее участников для повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических и кооперационных связей, увеличения экспортного потенциала, ускорения научно-технического прогресса, конверсии оборонных предприятий и привлечения инвестиций. Государство поддерживает формирование ФПГ, образуемых с соблюдением антимонопольного законодательства в сферах, определяющих научный, производственный, оборонный и экспортный потенциал России.
ФПГ создаются либо ее участниками в добровольном порядке или путем консолидации одним участником группы приобретаемых им пакетов акций других участников, либо по решению Правительства РФ (при этом участники группы — госпредприятия федеральной собственности и бюджетные организации), либо на основе межправительственных соглашений (в этом случае российские участники ФПГ определяются Правительством России, а доля их государственной собственности в группе не может превышать 25%).
Возможны разные варианты формирования ФПГ в добровольном порядке:
1. участники группы учреждают открытое АО в соответствии с действующим законодательством РФ; предприятия, объединившиеся в ФПГ, передают пакеты своих акций в доверительное управление (траст) одному из участников группы;
2. один из участников группы приобретает пакеты акций других участников ФПГ. Величина пакетов акций, передача в траст или приобретение которых ведет к формированию ФПГ, определяется Советом Министров — Правительством РФ с учетом антимонопольного законодательства. При формировании ФПГ имеются следующие ограничения. Прежде всего не допускается передача акций в траст предприятию или приобретение акций предприятием, если в уставном капитале последнего госсобственность превышает 25%. Не допускается также добровольное объединение участниками ФПГ капитала, в котором госсобственность превышает 25%. В ФПГ не могут вступать объединения предприятий и холдинги, если в структуре их капитала материальные активы составляют менее 50%. Кроме того, не разрешается перекрестное владение акциями участниками ФПГ, и, наконец, входящее в группу кредитно-финансовое учреждение или инвестиционный институт не может владеть более чем 10% акций любого участника ФПГ и вкладывать в акции предприятий этой группы более 10% активов указанного учреждения.
Участники или представитель ФПГ подают заявку о регистрации их в качестве ФПГ в Госкомитет РФ по промышленной политике после согласования с ГКАП РФ. Заявки рассматриваются данным Госкомитетом в срок не более месяца. Статус ФПГ подтверждается соответствующей записью в Реестре финансово-промышленных групп РФ, который ведет Госкомитет РФ по промышленной политике. Интерес предприятия к вступлению в ФПГ может проявиться практически по таким же причинам интегративного свойства, что при вступлении в холдинг. Таким образом, принимая решение о вхождении в холдинг или ФПГ, предприятию необходимо всесторонне оценить все "за" и "против", уступка в хозяйственной самостоятельности должна покрываться преимуществами от участия в холдинге или ФПГ.
Акционерное общество может прекратить свое "существование" в двух случаях:
• при реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения или преобразования;
• при ликвидации юридического лица.
При реорганизации акционерного общества всегда имеется правопреемник, к которому переходят все права и обязанности реорганизуемого общества в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом. Именно поэтому, возникающие в связи с реорганизацией имущественные отношения в самом общем случае сводятся к правоотношениям по переходу прав кредитора и переводу долга.
Основаниями для ликвидации юридического лица могут быть:
• решение учредителей, акционеров юридического лица или органа, уполномоченного на это учредительными документами;
• решение суда в случае несостоятельности или по требованию уполномоченного государственного органа.
При ликвидации акционерного общества создается ликвидационная комиссия, к которой переходят все полномочия по управлению обществом. Ликвидационная комиссия выступает от имени акционерного общества в суде. Пункт 4 ст. 21 Закона РФ "Об акционерных обществах" устанавливает необходимость включения в состав ликвидационной комиссии представителя соответствующего комитета по управлению имуществом или фонда имущества, или представителя органа местного самоуправления, в случае, если акционером ликвидируемого общества является государственное или муниципальное образование.
Выплаты денежных средств кредиторам производятся в соответствии с очередностью, установленной ст. 64 ГК РФ:
· в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми общество несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью;
· во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате авторских гонораров;
· в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательств
· вам, обеспеченным залогом имущества общества;
· в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
· в пятую очередь производятся расчеты со всеми прочими кредиторами. Расчеты с кредиторами последующей очереди производятся после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.
В случае, если денежных средств общества недостаточно для расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия реализует имущество общества в порядке, принятом для исполнения судебных решений. Выплаты кредиторам производятся со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а кредиторам пятой очереди - по истечении месяца со дня утверждения упомянутого баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, подлежащий утверждению общим собранием акционеров по согласованию с органом, осуществившим государственную регистрацию общества.