рефераты по менеджменту

Государственное и муниципальное управление

Страница
6

Признаки демократии:

провозглашение и гарантированность прав и свобод человека и гражданина;

правовой характер деятельности государственных органов;

демократические методы государственного властвования;

политическое многообразие общественной жизни;

защищенность личности от произвола и беззакония власти;

свобода личности в сфере экономической деятельности;

многообразие форм собственности и их государственная защита.

Важное место в регулировании общественных отношений со стороны государства отводится методам государственного управления, своеобразие которых оказывает влияние на роль государства в управлении обществом.

Под методами государственного управления следует понимать определенный порядок, приемы (правила) осуществления управленческой деятельности аппарата государственной власти по реализации возложенных на него функций.

Считается, что существует два главных метода:

централизованное регулирование (метод субординации), при котором регулирование сверху донизу осуществляется на властно-императивных началах;

децентрализованное регулирование (метод координации), на ход и процесс которого оказывают влияние участники регулируемых отношений путем договоров, односторонних правомерных юридических действий.

Однако, государственное управление осуществляется не только посредством вышеуказанных методов. Прежде всего, его направляет, организует и регулирует общество путем информационного влияния на него. Ведь любые законы, управленческие решения, программы являются информацией, которая ориентирует людей, пробуждает в них интерес, вызывает активность в желательных направлениях.

Государственное управление, обладая значительными материальными и финансовыми ресурсами, формирует в обществе определенную экономическую мотивацию, поощряя и развивая одни виды деятельности и ограничивая другие.

Рассматривая формы, методы государственного управления, следует отметить, что они имеют свою меру, свои границы, разделяющие разумное и глупое, эффективное и бестолковое. В современном обществе и экономика, и социальная жизнь, и развитие культуры подлежат государственному управлению. Но в каждой стране мира мера государственного управления различна.

Для демократического, правового государства весьма актуально, чтобы на общегосударственном и других уровнях было проведено четкое и оптимальное распределение власти на представительную (законодательную), исполнительную и судебную, сформированы механизмы сдерживания и противовесов между ними. Столь же большое значение принадлежит распределению власти по вертикали: на федеральную власть, власть субъектов федерации и власть местного самоуправления с соответственным обеспечением их функционирования.

Все вышеперечисленные структурные элементы приобретают смысл только тогда, когда для всех их создается должный демократический, правовой режим деятельности.

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству и гражданскому обществу, которые призваны стать субъектами реализации интересов людей, их прав и свобод.

Правовое государство - это такая форма организации государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве конституции, демократических законов и равенства всех перед законом.

Правовое государство является наиболее эффективным способом организации общества и управления им:

во-первых, потому, что достигается состояние всеобщей подвластности закону. От первичной формулы «Закон есть инструмент государственной власти» осуществляется переход к принципу «Государство есть инструмент закона». Согласно требованиям правового государства не всякая классовая или иная воля может возводиться в право, становиться законом, а только такая, ко­торая не противоречит и не нарушает права человека, а укрепляет и защищает их;

во-вторых, изменяется истолкование источника права, им становится не государство, а личность. Признается, что не государство дает права человеку, а человек, общество делегирует свои права государству. Поэтому государство, как и вся политическая система, должно строить свою деятельность в целях реа­лизации интересов людей, защиты их прав;

в-третьих, закон устанавливает права и обязанности граждан, четкий порядок в обществе. Правовое государство в соответствии с ними проводит целенаправленную работу по превращению прав и обязанностей в привычку деятельности и поведения людей, утверждая тем самым цивилизованный, гуманистический тип общежития людей;

в-четвертых, закон подкрепляет свои предписания мерами ответственности и тем самым гарантирует защищенность общества и граждан от нарушения законных прав, интересов, свобод.

В правовом государстве гражданские права реализуются на уровне международно-признанных норм:

исключение любой дискриминации по национально-этническим, политическим, религиозным, половозрастным признакам;

надежная законодательная защита личности и достоинства гражданина;

неприкосновенность его жилища и имущества;

свобода выбора профессии, определения места жительства, выезда и въезда в страну;

гарантия тайны переписки и телефонных переговоров, свободы слова, печати и информации;

свободное самоопределение человека в его мировоззрении и духовных интересах;

всемерная защита гражданских прав со стороны судебных органов и общественных организаций.

Таким образом, государство руководит обществом, осуществляет политическую власть внутри страны. Для этой цели используется государственный аппарат, который отделен от общества.

Высшее общественное предназначение государства - гарантировать на властной основе демократию, свободу, социальную справедливость в обществе, создать твердые и устойчивые условия законности и правопорядка, при которых целостность общества, его нормальное функционирование достигается главным обра­зом за счет политических, экономических и духовных факторов, а не насилием, принуждением.

Развитие системы государственной власти и управления в россии

Основные этапы становления и развития Российского государства.

С точки зрения историков, понятие государственность включает в себя такие компоненты, как:

тип устройства и степень участия общества во власти;

государственный аппарат и механизмы управления;

организация государственной службы и ее кадровое обеспечение;

национальное самосознание и национальная идеология и многие другие.

Сегодня нередко можно услышать о тысячелетней российской государственности. В строгом же смысле слова об ее начале можно говорить лишь применительно к концу XV - началу XVI веков, когда из самостоятельных княжеств на обломках ордынского наследства возникла будущая великая держава со столицей в Москве.

С 1478 г., после завоевания Новгородской земли, Иван III стал именоваться «государем всея Руси». Однако правители «Великого княжества Литовского и Русского» отказывались признать это название и использовали выражение «Московское государство».

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту