государственное управление - прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления;
государственное управление - исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства может быть обусловлена и тем, что в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находятся объекты собственности;
государственное управление - подзаконная деятельность, осуществляемая "на основе и во исполнение закона", она вторична по отношению к законодательной деятельности.
Такова обобщенная характеристика государственного управления, к которой можно добавить и такие специфические его признаки: вертикальность (субординационность, иерархичность) системы исполнительно - распорядительных органов, реализация принадлежащих этим субъектам юридически - властных полномочий в административном, т.е. во внесудебном порядке и т.д.
Конституция Российской Федерации 1993 года отказалась от термина «государственное управление», вместо него введен в оборот новый термин «исполнительная власть». Означает ли это, что государственное управление впредь не существует или же налицо чисто терминологическая реформация.
На эти вопросы ответ может быть один: все объясняется конституционным провозглашением разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Управление различными сторонами государственной и общественной жизни не является функцией только исполнительного аппарата государства. В этом процессе активно участвуют и другие субъекты единой государственной власти. Однако, главное в содержании управляющего воздействия состоит не столько в принятии соответствующих решений (законов), а в их реализации, т.е. в строгом проведении в жизнь содержащихся в них юридически - властных требований. В этом и заключается процесс исполнения.
В рассматриваемом аспекте исполнение и есть по существу государственно-управленческая деятельность, т.е. управляющее воздействие и исполнительность практически полностью совместимы. Поэтому, государственное управление в новом понимании по своему назначению и представляет собой не что иное, как вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.
Одно из ключевых мест в теории управления отводится принципам управления.
Принципы управления - это основные правила, определяющие:
построение и функционирование системы управления;
важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управленческой деятельности.
"Правильные принципы в руках посредственных людей оказываются сильнее бессистемных и случайных попыток гения", учил автор книги "Двадцать принципов производительности" Г.Смерсон.
Сегодня принципы управления разделяются на общие, частные и организационно-технологические.
Общие принципы управления действуют во всех сферах и подсистемах социальной жизни. Это - стратегические нормы управления. Однако действуют они специфически в различных сферах управления. К ним относятся: системность, объективность, саморегулирование, принцип обратной связи, дополнительности, информационной достаточности, оптимальности, эволюционизма, вероятности, демократизма, состязательности (конкуренции), ведущего звена, стимулирования и др.
Следующая группа относится к частным принципам управления. Сфера их действий локальна, ограничена. Применительно к государственному управлению их можно подразделить на две подгруппы:
принципы, применяемые в различных подсистемах или сферах общества (экономической, социально-политической, духовной). Например, в политической сфере применяются принципы экономического планирования, хозрасчета, распределения, ценообразования и т.д.);
принципы, применяемые при управлении различными общественными организациями, институтами.
Например, в Положении «О федеративной государственной службе», утвержденном в декабре 1993 г., перечислены основные принципы организации и действия государственной службы:
законность;
обязательность решений вышестоящих государственных органов и должностных лиц для нижестоящих;
подконтрольность и подотчетность государственных органов и государственных служащих и т.д.
Организационно-технологическая сторона управления охватывает преимущественно организационно-распорядительную и административно-исполнительную деятельность. Этой стороне управления присущи свои принципы:
единоначалие;
сочетание федерального, регионального и местного управления;
конкретность;
разделение труда;
иерархия;
единство распорядительства;
делегирование полномочий;
диапазон управления и другие.
По своей сути данная группа принципов определяет построение аппарата управления (принципы федерального, регионального и местного управления, принцип иерархии) и основы его деятельности (единоначалие, конкретность, разделение управленческого труда, единство распорядительства и т.д.).
Как видно, все рассмотренные принципы взаимосвязаны между собой и только целостное их применение обеспечивает успех в управлении.
Разумеется, вся система принципов остается открытой для дополнений, изменений, основанных на новом опыте, его анализе, осмыслении и обобщении.
Российская теория государства и права традиционно выделяла в формах:
правления;
государственного устройства;
политического режима;
формы и методы осуществления государством своих функций.
Форма правления - это ответ на вопрос, кто и как правит, осуществляя государственную власть, как устроены, организованы и действуют органы государства.
Форма государственного правления показывает систему организации высшей власти в государстве. Так как к ней относятся, прежде всего, институты главы государства, законодательной и исполнительной власти, то рассмотрим механизм взаимодействия этих государственных институтов при различных формах правления.
Исторически сложились два вида формы правления: монархия и республика[4].
Монархия – (греч. monarchia – единовластие) форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве объединяет функции главы государства и, во многом, функции других властей (законодательной и исполнительной), передается, как правило, по наследству и принадлежит одному человеку – монарху (королю, императору, султану, эмиру) [5].
Монархия характеризуется следующими признаками:
монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель народа, «отец нации»;
монарх осуществляет единоличное правление (обладает всей полнотой власти, власть монарха верховна и суверенна, монарх может рассмотреть любой вопрос, если сочтет достойным своего внимания). Как правило, власть объявляется священной, распространяется на различные сферы государственной деятельности: законодательную, исполнительную, судебную;