Внешнее конкурентное преимущество основано на отличительных качествах товара, которые представляют ценность для покупателя за счет либо повышения эффективности его работы, либо сокращения его издержек, либо более высокого эмоционально-эстетического удовлетворения. Внешнее конкурентное преимущество упрочивает позиции фирмы на рынке, так как фирма может заставить рынок покупать ее товар по цене более высокой, чем у главного конкурента, не обеспечивающего соответствующее отличие. Таким образом, внешнее конкурентное преимущество держится на стратегии дифференциации (отличия).
Внутреннее конкурентное преимущество базируется на превосходстве фирмы в издержках и в менеджменте, которые создают ценность для продавца, позволяющую получить себестоимость продукции меньшую, чем у конкурентов. Внутреннее конкурентное преимущество дает возможность фирме быть более рентабельной и более устойчивой к снижению цен, которое может навязать рынок. Кроме того, фирма может иметь преимущества в распределении и продвижении своих товаров.
Анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий отрасли или региона производится, как правило, в следующих случаях:
1. При осуществлении программ правительственной или международной организации, занимающейся проектом финансирования отрасли или региона. В этом случае цель сравнительного анализа - выявить предприятия отрасли и/или региона, максимально эффективные с точки зрения отдачи на вложенные средства ( льготные кредиты, субвенции и пр.)
2. При анализе конкурентного положения предприятия работниками планово-экономических служб или приглашенными консультантами
3. При проведении предприятием специального маркетингового исследования рынка для улучшения собственной сбытовой политики. [4]
Во всех трех случаях возникает проблема сбора управленческой информации, являющейся, вообще- то, коммерческой тайной предприятий.
Публичной информацией, доступной во всех трех случаях, является сводная финансовая отчетность предприятия. В случае, когда заказчиком выступает правительственная или международная организация, Консультант, выполняющий сравнительный анализ финансового состояния, как правило, получает определенный доступ к управленческой информации.
Можно предложить следующую последовательность проведения анализа конкурентного положения предприятия:
1. Выявление основных конкурентов предприятия;
2. Выявление основных сегментов рынка, на которых происходит конкуренция;
3. Выявление характера конкуренции на данном сегменте рынка (ценовая, конкуренция качества, конкуренция в сфере каналов сбыта пр.);
4. Определение общих тенденций конкурентного положения предприятия на этих сегментах рынка (динамика доли в рыночном объеме продаж)
5. Проведение параметрического анализа предприятия и конкурентов:
* уровень цен;
* обеспеченность материально-техническими ресурсами;
* обеспеченность кадрами;
* ценовая политика;
* политика в области снабжения сырьем и материалами;
* политика в области сбыта (продажи в кредит, предоставление сопутствующих услуг, развитие сбытовой сети, рекламная кампания и пр.);
* административные ограничения;
* прочее.
На основе проведенного анализа менеджмент предприятия может сделать определенные выводы о факторах, лежащих в основе тенденций рыночной доли предприятия, и внести соответствующие коррективы в управленческую политику
Суть стратегического анализа - анализ конкурентоспособности города по отдельным факторам в сравнении с аналогами, соседями. Главные выводы интегрируются в соответствии с принципами SWOT-анализа (от англ.: Strength-сила, Weakness-слабость, Opportunities-возможности и Threats-угрозы). Используя этот метод, можно выявить, с одной стороны, собственные сильные и слабые стороны (внутренняя среда), а с другой стороны, определить возможности и угрозы, содержащиеся во внешней среде. Главная задача стратегического анализа - найти те сильные стороны, которые обеспечивают уникальность конкурентных преимуществ с учетом благоприятных возможностей внешней среды.
Важнейшими внутренними движущими силами развития являются: экономическая база города, ее рост и диверсификация; высокая концентрация научно-технологического, образовательного и культурного потенциала; нарастающая динамика изменений в городской среде. Извне на город влияют как региональная политика государства на областном и федеральном уровнях, так и глобальные изменения, происходящие в мире. Влияние этих изменений, связанных с преобразованиями на мировых рынках капитала, ростом власти транснациональных компаний, технологическими революциями, новым разделением труда между странами и регионами, формированием единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых компьютерных технологий, идет непосредственно и опосредовано через российскую экономическую и социальную политику в регионах.
Чтобы выдержать конкуренцию, городу необходимо в правильном направлении использовать свои внутренние движущие силы и наилучшим образом позиционироваться на российском и мировом рынках, не ошибиться при выборе перспективной специализации и в стратегическом плане правильно спрогнозировать новые потребности и технологические прорывы в XXI веке.
Таким образом была разработана таблица SWOT-анализа применительно к конкурентоспособности города.
Сильные и слабые стороны развития города
Фактор |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Географическое положение. |
- транспортный узел; - близость к источникам сырья основного градообразующего предприятия; - близость к основным потребителям продукции перерабатывающих отраслей промышленности. |
- неразвитость авиаперевозок. |
2. Население (демография, расселение, занятость, квалификация). |
- высокий уровень занятости населения; - наличие профессионального состава специалистов, занятых на металлургических предприятиях. |
- депопуляция, недостаточность человеческих ресурсов для реализации планов и проектов социально-экономического развития; - недостаток квалифицированных кадров (наука и технология). |
3. Пространственная организация и земельные ресурсы. |
- наличие резервов земли. | |
4. Экология, природно- рекреационные ресурсы. |
- наличие природно-рекреационного комплекса с источником минеральных вод; - наличие большого числа парковых зон. |
- загрязненная окружающая среда. |
5. Социальная сфера и качество жизни. |
- относительно высокий уровень среднедушевых доходов; - наличие лечебно-оздоровительных учреждений, имеющих межрегиональный спрос; - наличие развитой сети учреждений социальной сферы. |
- недостаточная обеспеченность учреждениями дошкольного и дополнительного образования и объектами сферы физкультуры и спорта; - недостаточный уровень общественной безопасности. |
6. Жилищная сфера и жизнеобеспечивающие инфраструктуры, в т.ч. ЖКХ. |
- наличие собственной базы стройиндустрии; - развитие рыночных отношений в сфере ЖКХ; - наличие достаточного объема энергоносителей для обеспечения горожан; - хорошее состояние улиц, дорог и площадей, включая подъездные дороги к городу. |
- значительный износ жилищного фонда и городских инженерных коммуникаций, неравномерное размещение центров питания по территории города. |
7. Инфраструктуры экономики города. |
- развитая система связи и телекоммуникаций. |
- невысокий уровень развития инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. |
8. Основные отрасли экономики города. |
- межрегиональный экономический центр; - развитый отраслевой (металлургия) характер экономики с широким ассортиментом конкурентоспособной продукции; - формирование крупнейшего в Европе центра производства "белой" бытовой техники. |
- моноотраслевой характер экономики; - зависимость доходной части бюджета города от колебаний мировых цен на металлы. |