Суть ранжирования заключается в том, что по каждому виду показателей рассматривается место данного региона (объекта исследования) в пространстве федерального округа. При этом высшее значение – 1 присваивается лучшему по рассматриваемому показателю региону, за второе место - оценку 2 и т.д. Таким образом, по рангам показателей можно комплексно оценить конкурентную силу региона, дать сравнительную оценку его достижениям в решении задач социально-экономического развития.
Показатели, используемые для ранжирования, не должны зависеть от размеров регионов и численности проживающего в них населения. Поэтому они являются относительными величинами – душевыми, долевыми, а некоторые – бальными оценками. Получаемые в результате итоговые рейтинговые оценки позволяют ранжировать регионы федерального округа по конкурентоспособности, что представляет не только исследовательскую, но и практическую ценность для региональных властей, которые призваны не только поддерживать, но и наращивать конкурентные преимущества территории.
Показатели используются следующие:
1. анализ развития промышленности;
2. анализ развития пищевой и перерабатывающей промышленности;
3. анализ развития сельскохозяйственного комплекса;
4. анализ развития строительного комплекса;
5. анализ развития потребительского рынка;
6. анализ развития жилищно-коммунального комплекса;
7. анализ развития малого бизнеса;
8. анализ развития инвестиций, международных и межрегиональных связей;
9. анализ развития правоохранительной деятельности;
10. анализ деятельности по связям с общественностью;
11. анализ развития здравоохранения;
12. анализ демографического развития;
13. анализ развития культуры;
14. анализ развития образования;
15. анализ развития туризма;
16. анализ развития физической культуры и спорта;
17. анализ развития трудовых ресурсов;
18. анализ транспортной инфраструктуры;
19. анализ развития отрасли связи;
20. анализ социальной защиты;
21. анализ развития банковского сектора;
22. анализ средств массовой информации;
23. анализ окружающей среды и природопользования;
24. анализ территориального развития;
Итоговые рейтинговые оценки позволяют не только ранжировать регионы ЮФО по конкурентоспособности (последняя строка таблицы), но и условно сгруппировать регионы по уровню конкурентоспособности. Из таблицы 1 (Приложение) следует, что лидируют со значительным отрывом два региона – Краснодарский край и Ростовская область (итоговые рейтинговые оценки – соответственно - 2,2; 2,7). Вторую группу составляют Волгоградская область, Ставропольский край и Астраханская область – их оценки – 3,8; 4,9; 5,1). Эти регионы уступают регионам-лидерам по развитию малого предпринимательства, по финансовому положению предприятий и по ряду важнейших показателей уровня жизни населения.
Третья и четвертая группы представлены национально-территориальными образованиями. Из них в лучшем положении находятся Республика Северная Осетия–Алания, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика и Республика Дагестан (оценки - 7,4; 8,1; 8,2; 8,4; 8,5), составляющие третью группу. Их преимущества перед регионами четвертой группы проявляются в относительно лучшем финансовом положении предприятий, более высокой обеспеченности населения жильем и товарами длительного пользования, более развитой инфраструктуре.
Несмотря на некоторое улучшение показателей социально-экономического развития, имевшее место в Республике Адыгея за последние годы, ее отставание от более развитых регионов ЮФО не сокращается, что обусловлено нерешенностью проблем в различных сферах жизнедеятельности: в экономике, в социальной сфере, в сфере экологии и т.д.
На практике я решила проанализировать конкурентоспособность Липецкой области. Ввиду большого объема анализа конкурентоспособности региона, я решила остановиться на анализе нескольких структур, относящихся к разным категориям:
1. анализ развития промышленности Липецкой области;
2. анализ развития сельскохозяйственного комплекса Липецкой области;
3. анализ развития потребительского рынка Липецкой области;
4. анализ развития здравоохранения Липецкой области;
5. анализ развития трудовых ресурсов Липецкой области.
Полный спектр вопросов по которым проводится анализ конкурентоспособности региона приведен в разделе «3. Анализ конкурентоспособности региона».
Итак, первый критерий:
1. Анализ развития промышленности Липецкой области.
Таблица 3.1
Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (O) и угрозы (T)
Сильные стороны (S) 1. Ежегодный рост объема производства (105%). 2. Рост инвестиций в основной капитал (на 30% в 2005 г. к 2004 г.). 3. Рост производства импортозамещающих комплектующих изделий для белой техники. 4. Наращивание объемов производства белой техники и гарантируемый выход на планируемую мощность. 5. Крупномасштабное техническое перевооружение на ряде предприятий области. 6. Строительство новых объектов и производств. |
Слабые стороны (W) 1. Моноотраслевая структура промышленности. 2. 90 % экспорта приходится на черную металлургию. 3. Износ основных фондов > 60 %. 4. Неполная загрузка производственных мощностей. 5. Высокий удельный вес убыточных предприятий. 6. Высокий удельный вес продукции с низкой долей добавочной стоимости. 7. Снижение эффективности легкой и химической промышленности. 8. Низкий удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства. |
Возможности (О) 1. На большинстве предприятий имеются конкурентоспособные мощности. 2. Наличие незанятого в экономике трудоспособного населения и возможность его вовлечения в промышленное производство. 3. Создание и развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа. 4. Тиражирование проектов особой экономической зоны вне ее территории. 5. Наличие перспективного плана развития ОАО "НЛМК". |
Угрозы (T) 1. Вступление России в ВТО. 2. Высокая изношенность основных фондов приведет к неконкурентоспособности продукции. 3. Изменение конъюнктуры мирового рынка черных металлов. |
Табл.3.2.
Выбор стратегий социально-экономического развития Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами