Возможности и угрозы развитию города.
Фактор |
Возможности |
Угрозы |
1. Использование географического положения, коммуникации и туризм. |
- развитие транспортных коммуникаций; - создание трансмодальных центров и развитие логистики; - развитие туризма. |
- конкуренция с другими областными центрами ЦФО. |
2. Использование пространственной организации и земельных ресурсов, экологического и природно- рекреационного потенциала. |
- перевод высвобождающихся территориальных ресурсов в промзоне в муниципальную собственность с дальнейшей передачей под инвестиционные проекты; - реконструкция центральной части города (жилье). |
- ухудшение состояния окружающей среды. |
3. Использование и развитие человеческого потенциала, привлечение квалифицированных кадров. |
- создание высокооплачиваемых и конкурентоспособных по отношению к соседним регионам рабочих мест. |
- проблемы с занятостью, связанные с моноотраслевым характером экономики города; - несбалансированное обучение по профессиям; - старение общества и, как результат, увеличение финансовой нагрузки на работающего. |
4. Функционирование и развитие социальной сферы. |
- развитие рынка платных социальных услуг; - включение Липецка в федеральные и региональные социальные программы развития; - осуществление национальных проектов в области здравоохранения, образования, жилья. |
- изменение порядка финансирования льготных категорий населения. |
5. Функционирование и развитие инфраструктур экономики города. |
- развитие частного государственного партнерства на основе концессионной деятельности. |
- дестимулирующий характер федеральной тарифной политики естественных монополий. |
6. Потенциал развития основных отраслей экономики города. |
- преодоление моноотраслевого характера экономики города за счет развития перерабатывающих отраслей промышленности; - развитие малого и среднего бизнеса. |
- рост цен на сырье для основных градообразующих предприятий; - конкуренция со стороны других отечественных и иностранных экономических центров; - несоответствие международным стандартам (ISO и др.) при вступлении России в ВТО. |
7. Финансово-инвестиционный потенциал и наличие интереса внешних интегрированных бизнес-групп к объектам города. |
- повышение инвестиционной привлекательности промышленных предприятий перерабатывающих отраслей; - привлечение инвестиций через механизмы фондового рынка. |
- резкое снижение инвестиционной привлекательности крупнейших предприятий города без использования современных механизмов привлечения инвестиций. |
8. Развитие экспортноориентированных и импортозамещающих производств. |
- повышение конкурентоспособности промышленных предприятий перерабатывающих отраслей. |
- обострение конкуренции после вступления России в ВТО. |
9. Межрегиональные и международные связи и проекты. |
- расширение международного сотрудничества в области производства бытовой техники. |
- обострение конкуренции после вступления России в ВТО. |
10. Политика Администрации Липецкой области и федеральных органов власти. |
- государственная поддержка социально-экономического развития; - проведение социально-ориентированной промышленной политики. |
- нестабильность налоговой политики, в т.ч. в распределении источников налогов между федеральным, региональным и муниципальным уровнями. |
[5]Необходимыми элементами анализа являются:
- анализ внешней среды, в которой проходит развитие города, включая экономические и социальные тенденции регионального, российского и мирового уровня;
- анализ экономико-географического положения и места города в системе расселения;
- анализ ресурсов, в том числе организационных;
- анализ экономического потенциала, хозяйственного климата;
- анализ социального потенциала, психологической готовности к переменам;
- анализ интересов основных действующих лиц – отраслевых группировок, отдельных групп населения, кланов, элит; нужно понимать: кто конкретно способен поддержать Стратегический план, чьи интересы могут быть затронуты реализацией отдельных направлений и проектов плана.
Механизм реализации конкурентных преимуществ региона целесообразно формировать на основе системы стратегического управления развитием региона, причем последовательно на всех этапах ее конструирования, включая планирование социально-экономического развития региона, разработку концепции развития, социально-экономического прогноза, целевой программы регионального развития и алгоритм ее осуществления.
|
Для оценки конкурентоспособности регионов в экономическом пространстве федерального округа была разработана методика рейтинговой оценки по ключевым конкурентно-значимым показателям.
Исходным этапом явилось выделение совокупности характеристик, по которым следует проводить сравнительную оценку регионов федерального округа. В указанную совокупность включены различные группы показателей, в том числе - экономического, социального, инфраструктурного и природно-ресурсного характера.